Сбербанк воскресит давно забытый «ё-мобиль»

Пример

Расчет по формулам выполнить сложно. Использование калькулятора на сайте РСА намного проще. В качестве примера рассматривается расчет, выполненный таким способом. Исходные условия для расчета работ:

  • окраска переднего бампера. Работы стоят 500 рублей. Количество нормочасов – 0,8. Затраты составят 500×0,8 = 400 рублей;
  • окраска задней двери авто. Цена – 500 рублей, нормочасы – 1,8. Стоимость: 500×1,8 = 900 рублей;
  • подготовительные работы по окраске бампера – 460 рублей при 0,5 нормочасах. Получается 450×0,5 = 230 рублей;
  • для подготовки к окраске двери потребуется 480 рублей, число нормочасов – 0,5. В итоге 480×0,5 = 240 рублей;
  • стоимость силовой установки, подлежащей замене (по степени износа) – 2800 рублей;
  • затраты на оплату ремонтных работ по замене двигателя составят 2900 рублей.

Расчет расходов с суммированием по отдельным позициям покажет следующее значение стоимости восстановления машины, с учетом необходимых запчастей, материалов и оплаты услуг:

400 + 900 + 230 + 240 + 2800 + 2900 = 7470 рублей.

Печальный закат «Ё-мобиля»

Почему печальный? Давайте подумаем вместе, что из себя представляет российский легковой автопром сейчас? Можете ли вы назвать новинку российского автопрома, которую хотели бы приобрести сами и ездить на ней каждый день? Lada Vesta? SW Cross? Что-то еще?

Даже Lada Priora не выдержала такой жизни и ушла с конвейера в середине весны 2018 года.

А теперь давайте перенесемся обратно в 2013 год. Тогда, 5 лет назад, «Ё-мобиль» должен был пройти сертификацию и в начале следующего года уже попасть на полноценное производство с объемом в 25 тысяч экземпляров, а в последствии и в 40 тысяч машин.

Он мог стать «народным автомобилем». Таким, по сравнению с которыми европейские малолитражки показались бы останками динозавров. Гибридный мотор, легкий кузов, высокие технологии — все это должно было стать надеждой отечественного автопрома для российского народа, но не стало.

В те же года наравне с «Ё-мобилем», свою PR-кампанию возобновила компания «Маруся», обещавшая возродить из пепла российский автопром и вывести Россию если не на лидирующие, то хотя бы на равные по сравнению с европейскими странами позиции на мировом рынке. Но ни тому, ни другому бренду не удалось вывести на рынок свои продукты.

7 апреля 2014 года стало роковым днем для «Ё-мобиля». Компания Михаила Прохорова продала институту НАМИ все наработки за 1 евро и объявила о намерении продать завод в Санкт-Петербурге.

После многочисленных появлений в новостных лентах, сам Прохоров уверял, что производство решили приостановить на пару лет для улучшения материальной базы и привлечения лучших умов мира к постройке «Ё-мобиля». А мы поверили, и ждем. Правда, сообщил он об этом в 2014 году.

14.08.2019

18.03.2020

03.09.2019

26.01.2018

24.01.2020

06.03.2020

28.08.2017

30.11.2017

25.08.2020

17.10.2019

10.12.2019

24.10.2018

18.01.2018

23.05.2017

24.05.2019

13.03.2018

11.07.2019

20.03.2019

Тест-драйв

Никита Нагорный: «Мне нравится вести машину боком»

Предполагаемые технические характеристики

Последовательная схема Ё-мобиля

Автомобиль предполагалось выпускать в трёх вариантах кузова. В качестве моторного топлива мог использоваться как бензин, так и газ (метан). В качестве главного источника энергии предполагалось использовать ДВС мощностью 60 л. с., спаренный с электрогенератором. Вырабатываемый ток запасается в накопителе (суперконденсаторе) и передаётся на два ведущих электромотора (по одному на каждую ось), которые через дифференциалы вращают колёса, реализуя схему . Всё электрооборудование управляется специально разработанной единой компьютерной системой, минимизирующей количество проводки в машине. Приборная панель снабжена электронным табло и блоком сенсорного управления. По состоянию на 27 января 2012 года для всех моделей заявлены следующие параметры (символом «*» обозначены позиции, снижающие стоимость стандартной комплектации):

  • несущий кузов из полипропиленового композитного материала;
  • силовая установка — скомбинированный с электрогенератором обычный ДВС мощностью 45 кВт/60 л. с.;
  • электрическая трансмиссия с постоянным полным приводом или передним приводом* (по одному бесколлекторному электродвигателю мощностью 25 кВт/33,5 л. с. (максимальная — до 50 кВт) на каждую ведущую ось), с системой рекуперации энергии и накопителем в виде суперконденсатора ёмкостью 50 фарад;
  • запас хода — до 700 км при работе ДВС и до 2 км — только на энергии накопителей;
  • розетка 220 В на 20 кВт (розетка в данном авто, в отличие от электромобилей, служит не для подзарядки, а наоборот — для снабжения электроэнергией потребителя);
  • ёмкость бензинового бака — 20 л, запас сжатого природного газа эквивалентен 14 м³ в несжатом виде;
  • ABS и ESP;
  • две подушки безопасности (для водителя и переднего пассажира);
  • круиз-контроль;
  • климат-контроль;
  • головные фары со светодиодными дневными ходовыми огнями;
  • сенсорная панель управления TFT с разрешением 640×480, а также дисплей 8″ с разрешением 800×480;
  • возможность выбора цветового и дизайн-решения информационных панелей;
  • мультифункциональный руль;
  • бортовой компьютер на основе процессора «Sitara Cortex» производства Texas Instruments, ОЗУ 128 МБ, 256 МБ флеш-памяти, операционная система Android;
  • система навигации ГЛОНАСС и GPS на основе модуля «ГеоС-1» от КБ «ГеоСтар навигация» с возможностью использования бесплатных карт OpenStreetMap, редактирования и загрузки их через Интернет или USB-порт;
  • система автоматического пуска и остановки двигателя;
  • литые или штампованные* колёсные диски с Run-flat-шинами, удерживающими воздух после прокола, позволяя автомобилю продолжать движение со скоростью до 80 км/ч до места ремонта (вследствие этого в ё-мобилях не предусматривается наличия запасного колеса);
  • подвеска колёс: спереди — стойки «макферсон», сзади — ;
  • мультимедийная система, состоящая из:
  • интернет-подключения (4G Yota, возможен другой провайдер);
  • медиаплеера с загрузкой файлов записей из внешних USB-накопителей;
  • мобильного телефона с интерфейсом Bluetooth.
Заявленные технические характеристики ё-микровэн ё-кросс-купе пятидверное ё-кросс-купе ё-фургон
Габаритные размеры (д×ш×в), мм 3925×1750×1549 4065×1832×1495 4011×1722×1640 4200×1855×1822
Количество мест (включая место водителя) 5 2+2 5 2
Количество дверей 5 3 5 3
Количество подушек безопасности 2 2 2 2
Снаряжённая масса, кг 700 650 1100 950
Полная масса, кг 1200 900 1600 1500
Грузоподъёмность, кг 550
Объём грузового отсека/багажника, л 450/1100 4000
Колёсная формула 4×4 (4×2*) 4×4 (4×2*) 4×4 4×4
Тип и посадочный диаметр шин, дюйм R16 (R15*) R17 (R16*) R17 (R16*) R16 (R15*)
Дорожный просвет (клиренс), мм 180 200 210 180
Максимальная скорость (ограничена электроникой), км/ч 120 120 130 130
Время разгона до 100 км/ч, с: 9,9
Режим «Эко» 12 12 12 12
Режим «Спорт» 10 10 8
Режим «Скользко» 14 14 14 14
Расход топлива на 100 км, л 3,5 3,5 4,0 4,0
Запас хода при полной заправке обоих баков, км 700 700 700 700

Ё-мобиль (eomobile): Упоминания в публикациях

05.02.2015На выставке «Мир Автомобиля» будет представлен Ё-мобиль Жириновского

На выставке Мир Автомобиля 2015 впервые широкой публике будет представлен уникальный Ё-мобиль, подаренный Владимиру Жириновскому производителем. Всего было произведено четыре эксклюзивных автомобиля.

подробнее

07.04.2014Технологии «ё-мобиля» продали за один евро

Михаил Прохоров окончательно отказался от проекта ё-мобиля, поскольку в текущей экономической ситуации его реализация невозможна; техническая документация передана Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) за один евро.

подробнее

17.11.2011″Ё-мобиль» получил VIN-номер

Компания «Ё-авто», реализующая проект первого российского гибридного автомобиля, все ближе к серийному производству «Ё-мобиля». Компания заявила о том, что получила основной документ производителя автомобилей.

подробнее

18.05.2011Самым популярным «ё-автомобилем» оказался кроссовер

Компания «Ё-Авто» опубликовала любопытную статистику предварительных заказов на покупку «ё-мобилей», старт которым был дан 16 мая 2011 года в 15:00.

подробнее

17.05.2011Полноприводный «Ё-мобиль» будет стоить 450 тысяч рублей

Компания «Ё-Авто» начала прием заказов на первый российский гибридный автомобиль – компактный «Ё-мобиль». За первые 15 минут работы системы оригинальный ситикар заказали более тысячи человек.

подробнее

06.04.2011Сроки заказов на «Ё-мобиль» сдвинулись на месяц

Производитель первого российского гибридного автомобиля, компания «Ё-авто» передвинула сроки заказов на машину. Если ранее сообщалось, что заказать гибридную новинку можно будет уже в апреле, то по новым данным заказы начнут приниматься в мае.

подробнее

01.04.2011Заказать «Ё-мобиль» можно будет уже в апреле

Производитель первого российского гибридного автомобиля под названием «Ё-мобиль», совместное предприятие группы «Онэксим» Михаила Прохорова и ЗАО «Яровит Моторс», объявил о том, что начнет принимать заказы на гибрид уже в апреле.

подробнее

25.02.2011″Ё-мобиль» получил рестайлинг еще до выхода в свет

Популярный и горячо ожидаемый российский гибрид «Ё-мобиль» еще до начала производства получит рестайлинг. Речь идет о модели «ё-кросс-купе», которая теперь будет выполнена в кузове не трех-, а пятидверного хэтчбека. Напомним, что «живые» машины могут появится не раньше 2012 года.

подробнее

16.02.2011Первые «Ё-мобили» будут собраны в Санкт-Петербурге

Стартовая партия первых российских гибридных автомобилей под названием «Ё» появится на рынке весной 2012 года. Машины сойдут с конвейера завода компании-производителя в Санкт-Петербурге. В будущем мировой объем сборки «Ё-мобилей» будет увеличен до 450 000 моделей в год.

подробнее

14.12.2010Фото ё-мобилей. Прототипы впервые показали публике

Первые фотографии е-мобилей. Демонстрация гибридных автомобилей – микровэна, кросс-купе и городского фургона, созданных на единой платформе, – состоялась в первом в городе шоу-руме на Тверском бульваре.

подробнее

14.10.2010Капитан уникальность

«Группа Онэксим» представила первые изображения прототипов двух гибридных моделей — городского семейного хэтчбека и так называемого «кросс-купе». При разработке внешности машин коллектив проекта «Городской автомобиль» пытался создать нечто оригинальное, что могло бы подчеркнуть их уникальность.

подробнее

26.02.2010Прохоров создаст модульный автомобиль

Михаил Прохоров рассказал Дмитрию Медведеву о некоторых технических подробностях своего автомобиля.

подробнее

[править] Общая информация

Проектированием модельного ряда Ё-мобилей занимается российская компания «Ё-авто». В декабре 2010 — феврале 2011 компания Ё-авто показала прототипы 4 будущих моделей Ё-мобиля. В апреле 2011 компанией «Ё-авто» был открыт прием заявок на будущие Ё-мобили. В настоящее время строится завод под Санкт-Петербургом, запуск которого намечен на сентябрь 2012 года. Предполагаемая мощность завода — 10 тыс. автомобилей в год.

Олигарх из России Михаил Прохоров, являющийся одним из инвесторов производства Ё-мобилей сделал следующие заявления:

  • 8 февраля 2011
    • вначале планируется получить западную сертификацию, а потом российскую, которая будет завершена ориентировочно в мае 2012 г.
    • Ё-мобили на 90 % будут состоять из отечественных комплектующих, причем компания «ё-АВТО» сама будет контролировать или в кооперации с подконтрольными партнёрами производство основных компонентов (двигателя, шасси и пр.).
    • новый диапазон цен на будущие гибриды: от 320 тыс. руб. до 12 тыс. евро (то есть около 480 тыс. руб.)

Технические характеристики

Изначально задумка была в том, чтобы произвести три модели «Ё-мобиля»: трехдверное купе, кроссовер и фургон. Все автомобили должны были оснащаться электромотором, мощностью 50 кВт, роторным двигателем, способным работать как на бензине, так и на газовом топливе и питать электромотор. Сейчас такая же технология, например, используется в BMW i3 и некоторых других гибридах, но на тот момент, в 2011 году, это была революция.

Кузов автомобиля должен был стать «близким другом» белых мишек на Северном полюсе, где образуются озоновые дыры в атмосфере. Для него были выбраны экологически чистые и легкие материалы: полипропилен и АБС-пластик.

История появления «Ё-Мобиля»

История автомобиля началась в январе 2010 года. Стало известно, что владелец инвестиционной группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров задумал разработку и последующее производство компактного авто городского типа. Широкую огласку проект получил из уст пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова. Тогда публике стало известно только о доступной цене и технологиях, которые будут внедрены в производство. Путин, который тогда занимал пост премьера, очень заинтересовался в скорейшем серийном запуске автомобиля.

Автор амбициозного проекта разработки Ё-мобиля

Месяцем позже Прохоров озвучил первые цифровые характеристики. Новинка должна была весить не более 700 кг, а планируемый расход топлива составлял чуть больше 3 литров на 100 километров. Ориентировочная цена, которую назвал учредитель проекта, не должна была превышать 300 тысяч рублей. Также Прохоров объявил, что производство будет отстроено с нуля. Мощности будущего завода планировались на выпуск не менее 10 тысяч машин ежегодно. Предполагалось, что местом дислокации проекта станет Тольятти.

В апреле 2010 года в прессе упомянули холдинг «Яровит». Холдингу принадлежал 41% акций, и он должен был приступить непосредственно к созданию автомобиля. Андрей Бирюков, президент «Яровита», оценил проект в сумму около 150 миллионов долларов. А учитывая гибридный характер машины, его первоначальная стоимость оказалась переоценена.

Только спустя полгода первые эскизы авто были представлены на суд публики.

Эскиз ё-мобиля вызвал всеобщее восхищение

Общественность пришла в восторг от новых современных компактных автомобилей, что неудивительно при оглашённой ранее стоимости.

Имя «Ё-Мобиль», а точнее сначала только «Ё», появилось лишь в ноябре 2010 года. А уже в декабре была открыта выставка, где каждый желающий мог посмотреть одновременно сразу на три модификации «Ё-Мобиля»:

  • городской хэтчбек;
  • кроссовер-купе;
  • фургон.

Каждый из представленных вариантов — полноценный ходовой прототип. Роль агрегатов играли два двухцилиндровых ДВС. Планы запуска в производство роторно-лопастного двигателя вызвали у широкой публики и профессионалов некоторое замешательство. Причина этого заключается в том, что такой слишком уж экзотичный мотор ни разу не был воплощён в рабочем экземпляре. Масла в огонь негатива подлил Андрей Бирюков, высказавший идею построить несущий кузов не из металлических, а из полимерных материалов.

В 2011 году было принято решение о переносе завода из Тольятти в Санкт-Петербург, где и заложили первый камень стройки. Тогда же руководство проекта заявило, что 90% комплектующих будут российского производства. Несмотря на активный пиар в СМИ, на ежедневные показы прототипов, строительство серьёзно затягивалось. Трудности коснулись и разработок. От упомянутого выше роторно-лопастного гибридного двигателя отказались в пользу обычного «фиатовского» агрегата 1.4 литра объёмом и мощностью в 75 л. с.

Начало производства было отложено на неопределённый срок. В октябре 2014 года группа ОНЭКСИМ передала все наработки институту НАМИ и объявила о закрытии проекта.

Получилось технологично, но очень дорого

Так что же пошло не так? Любимый вопрос всех интересующихся. Вот здесь создатели предлагают разделить два понятия — разработку автомобиля в целом и его запуск в серийное производство.

Владимир Тарасик убежден, что проект ё-мобиля пошел на пользу белорусскому инжинирингу

— Я не думаю, что что-то пошло не так. Часть проекта на этапе разработки была полностью реализована, прототипы были построены и проходили испытания. И я думаю, какая бы ни была стоимость серийного автомобиля, он все равно бы нашел своего покупателя. Вопрос в целесообразности проекта для инвестора, в данных им обещаниях. И решение о закрытии проекта мне кажется честным по отношению к потребителю, — говорит Владимир.

По результатам построенных первых пяти гибридных прототипов уже можно было сделать выводы, что заявленная в начале проекта цена на серийный автомобиль недостижима. Автомобиль получился очень технологичным, но технологиям, применяемым в нем, самим еще далеко до серийных. Соответственно, цена на компоненты тоже высока.

На тот момент, конечно, параллельно велась работа непосредственно с производителями агрегатов — Fiat, GKN, Siemens, Bosch и др., с поставщиками компонентов по снижению стоимости в серии, и были достигнуты неплохие договоренности, но был открыт вопрос тиража, так как именно от этой цифры зависела стоимость. Сколько ё-мобилей смогли бы производить и, главное, продавать — сто тысяч или десять в год? Этот баланс в нашем случае не сработал, — объясняет Владимир.

Как признают конструкторы, все примененные решения были достаточно новые, интересные, имели право на жизнь. Но в итоге из дешевого малодетального автомобиля получился серьезный дорогостоящий проект. Чудес не бывает. Чем более технологичный автомобиль, тем он дороже.

Владимир Тарасик демонстрирует полностью готовый прототип кроссовера

Что касается чисто технической составляющей, то коллектив конструкторов и инженеров убежден, что проект оказался на самом деле успешным. Отдельные технические решения были в некоторой степени революционными и на тот момент не реализованы ни в одной компании.

— Например, мехатронный модуль у нас стал единым механизмом с электродвигателем со своей магнитной системой, к которому вплотную стыковался инвертор, и к нему же редуктор производства фирмы GKN. Плюс система охлаждения. И туда подавалось только питание и управление. Эту идею, мехатронного модуля, мы используем и сейчас в изделиях нашей компании, добиваясь качественных массогабаритных показателей. Собственно, этого мы и добивались на ё-мобиле — уменьшения массы и габаритов. Компоновка автомобиля была оптимальной. Проект не завершился на полпути, машины были построены, и они прошли испытания, — говорит Олег.

— Я думаю, мы еще не до конца потеряли ё-мобиль. На сегодняшний день, имея такие знания, опыт, человеческий ресурс, можно легко воспроизвести новый ё-мобиль, хотя он может уже называться и по-другому, — убежден Владимир Тарасик.

Зачем Сбербанку «Ё-мобиль»

Как пишет «Коммерсант, в результате сделки Сбербанк получил не только саму компанию «Ё-инжиниринг», но также все ее активы и сотрудников. Банк намерен использовать их для развития дочерней компании Sber Automotive Technologies (SberAutoTech) – до сентября 2020 г. это был департамент SberDigitalAuto. Одним из первых достижений компании стали испытания беспилотников в Москве в декабре 2020 г.

В итоге наработки компании «Ё-инжиниринг» пригодятся Сбербанку, по словам его представителей, для разработки платформы автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий.

Один из самых известных производителей автомобилей с функцией беспилотного управления – американская компания Tesla Илона Маска (Elon Musk). Она развивает свои технологии с момента выпуска в 2012 г. своей первой серийной модели – электромобиля Model S. В России продукция Tesla официально не продается, однако ее электромобили на отечественных дорогах все же встречаются. Среди российских автозаводов на момент публикации материала ни один не предлагал покупателям легковые автомобили с полноценными беспилотными системами.

Критика проекта

Заявления о начале серийного производства гибридных автомобилей отечественной разработки некоторыми обозревателями воспринимаются как неосуществимые, а всю затею они считают лишь эффектным пиар-ходом, связанным с избирательной кампанией владельца проекта.
Эксперты журнала «За рулём» утверждают, что заявления конструкторов являются слишком амбициозными по замыслу и по времени воплощения для столь малоопытного и малобюджетного коллектива, которым является «Ё-Авто».

Проект вызывает недоверие даже у высших чиновников государства. Так, заместитель министра промышленности и экономики Андрей Дементьев высказал сомнение в возможности осуществления проекта. Он в частности заявил: «Всё красиво, всё симпатично, но пока малореально».

Критики проекта указывают на:

  • Низкую пассивную безопасность в связи с невозможностью создать зоны программируемой деформации в монококе.
  • Анонсируемые ходовые характеристики автомобиля рассчитаны для идеальных случаев, в реальных же условиях ёмкости конденсатора может не хватать, что приведёт к заметному дефициту мощности и снижению скорости. В ходовых характеристиках не учтёны расходы энергии на питание системы управления, фар, кондиционера и других внутренних систем.
  • Отказ от дешёвых комплектаций, что, по мнению критиков, выводит ё-мобиль из категории «доступных» городских автомобилей.
  • Использование двигателя зарубежного производства идёт вразрез с идеей создания российского автомобиля, на 90 % состоящего из отечественных комплектующих.
  • Возможные проблемы, которые могут быть выявлены при испытании серийного образца полипропиленового кузова и решение которых усложнится из-за использования купленной под ключ технологии производства.
  • Серьёзное изменение внешнего вида ё-кроссовера, показанного во Франкфурте, по сравнению с изначальным дизайном.
  • Отказ от выпуска ё-микровэна (его описание исчезло с сайта производителя во время проведения Франкфуртского автосалона).
  • Разработка роторно-лопастного двигателя, который рассматривается в качестве будущего силового агрегата была прекращена за малоперспективностью.
  • Смещение сроков открытия первого завода и запуска серийного автомобиля. Таким образом, вместо многократно обещанной даты начала серийного выпуска автомобилей с осени 2012 года, первых моделей следует ожидать не ранее 2015 года.
  • Существующие автопроизводители будут всячески препятствовать появлению на свет нового конкурента.

Таблицы рекомендуемого давления в шинах грузовика в зависимости от нагрузки на оси и типоразмера шины

Независимо от времени года, давление в шинах грузового автомобиля должно быть одинаковым, иметь величину, рекомендованную заводом-производителем.

В зимний период погодные условия не стабильны, всегда возможны резкие перепады температур, поэтому к контролю этого показателя следует отнестись более ответственно:

  1. При повышении температуры воздуха окружающей среды, из-за некоторого смягчения резиновых шин, произойдёт расширение воздуха внутри них, то есть будет наблюдаться повышение давления.
  2. При снижении температуры в зимний период резина становится твёрдой и холодной, что вызывает сжатие воздуха внутри. Тогда этот показатель будет понижаться.

Учитывая эти особенности, следует чаще контролировать и корректировать этот показатель. При этом необходимо знать, что выполнять эту процедуру  следует на улице.

Выполняя постоянный контроль давления с применением необходимых  приборов будут:

  1. Исключены непредвиденные опасные ситуации;
  2. Снизится шум торможения;
  3. Сократится расход топлива;
  4. Снизятся нагрузки на подвеску автомобиля;
  5. Увеличатся сроки эксплуатации колёс.

Как показывает опыт, давление в колёсах грузовых автомобилей существенно влияет на расходы по его содержанию и рост безопасности движения на дорогах. Поэтому необходим своевременный и регулярный контроль этого показателя.

«Нам очень жаль, что городской мобиль так и не приобрел букву „Ё“»

— Несмотря на то, что по сути это был российский проект, белорусский инжиниринг получил отличную поддержку и хороший толчок для дальнейшего развития. Ё-мобиль собрал вокруг себя лучших специалистов в своих областях. Этот проект дал возможность людям не потерять свою профессию, свои инженерные навыки, а наоборот, поддержать и развить, — убежден Владимир Тарасик.

— На начальном этапе не было молодых специалистов, пришли все инженеры с опытом, багажом уникальных знаний. Молодые появились чуть позже, когда проект уже шел в полную силу и был необходим дополнительный ресурс. Плюсы для людей были сумасшедшие. Они получили опыт общения и работы с иностранными компаниями, опыт работы в команде. Для них открылся целый мир. Несмотря на то, что серийного автомобиля нет, я вижу только положительные моменты, — поддерживает коллегу технический директор ООО «2ТС Инжиниринг» Олег Слизавский.

Скепсис иностранных партнеров быстро улетучился

— Мне достаточно много приходилось общаться с иностранными поставщиками в ходе работы над компонентами электроники и силового привода. И отношение, конечно, было первоначально скептическое. Тем не менее им нужно было продавать свой товар, а тут приехал покупатель. Скепсис длился до той поры, пока они не приехали к нам, и мы их не покатали на готовых автомобилях. Ходовые качества прототипов их поразили. После этого они пошли навстречу, серьезно подвигались по цене. Отношение сильно поменялось. И возросла конкуренция между компаниями, производящими силовые модули, потому что многие захотели участвовать в проекте. Они увидели перспективу, — рассказывает Олег.

Григорий Целуйко отвечал в проекте за отдел двигателей и трансмиссий. Он же курировал разработку экзотического роторно-лопастного двигателя, от которого в ходе работы над проектом отказались

— У производителей механических компонентов тоже был поначалу заметен некоторый скепсис, но к моменту выхода предсерийных прототипов он прошел. Приведу пример с компанией GKN. Она поставляла редуктор, который мы встроили в электрическую машину с инвертором. Нам необходимо было немного изменить их серийный образец, и по этому поводу мы общались с компанией в Германии, непосредственно с разработчиками. Первые полчаса немцы были категорически против. Но к концу переговоров они не возражали против доработок. И к моменту выхода прототипов у них уже новый редуктор был на стадии завершения испытаний и было готово производство, — вспоминает Григорий.

— В принятии технических решений нас не ограничивали, но, конечно, это не было проектом, где мы все делали, как хотели. Были строгие рамки техзадания, ежедневные совещания. Но у нас присутствовало понятие творчества. Да, любое решение может быть как дешевым, так и дорогим. Но мы действовали в рамках здравого смысла, дурью маяться никто не давал. Люди работали опытные, и им не приходилось объяснять очевидные вещи, — говорит Олег.

«А в воскресенье выходной — работали всего 8 часов»

— Когда проект начался, мы с Григорием Николаевичем работали полгода без выходных вообще. И никто ни о чем не жалел. Не вылазили из цеха. Не было выходных — это подразумевается, что не было даже воскресений. Все очень верили в проект до конца, — вспоминает Олег.

Футуристичный концепт, представленный на Франкфуртском автосалоне, так и остался фантазией дизайнеров. Рядом с макетом — Олег Слизавский

 — Была жажда успеха. И она не была необоснованной. Виделась перспектива, виделся свет в конце тоннеля, было видение того, каким окажется результат. И сам факт того, что на постсоветском пространстве такой проект еще никто не делал и у нас был шанс все это реализовать, заставлял работать с горящими глазами и руками. Первые полгода мы работали в будни по 16 часов, в субботу — по 12 часов, а воскресенье был выходной — работали всего по 8 часов, — смеется Григорий.

Не апробированные технологии: вместо заключения

Что все-таки стало с прогрессивным для отечественного пользователя ё-мобилем: ему не дали жить излишние затраты на проект или отсутствие достойной технической базы? Возможно, российские инженеры были просто энтузиастами с хорошим капиталом, но…

Интересно!

Начало: Илон Маск, основавший PayPal, решил выпускать нишевые электрогибриды. После покупки стартапа Tesla, в штате которой прагматики-компьютерщики, стало ясно, что своими силами создать машину не выйдет.

Выход: найти партнера Lotus – поставщика 2,5 тыс. шасси, но без двигателя и направить инициативу парней из Кремниевой долины на сборку литий-ионных батарей (тех, что в ноутбуках).

Итог: грамотная пиар-акция, срабатывание вау-эффекта, и авто с разгоном за 3,7 сек, мощностью 292 лошади и зарядкой АКБ за 3,5 часа продается в 2008 году за 110 тыс. долларов.

Перспективность идей ё-авто подтверждена машиной с пропиленовым кузовом от «Тойота», выполненным по технологиям 2010 года. Еще один пример: каршеринг, от которого отказалось руководство в 2011 году, в 2012 начали использовать Smart. Автопарк насчитывал 300 единиц.

История «Ё-мобиля»

По задумке авторов идеи Юрия Шифа, Александра Синкевича и Андрея Бирюкова ё-авто должно быть последовательным гибридом с электрической трансмиссией полноприводного типа. Питание осуществлялось от генератора, бензо-газового ДВС и емкостной АКБ.

Ё-мобиль окончательный создатель – холдинг Яровит и группа Онэксим представили 13 декабря 2010 года на выставке в Москве. Короткие свесы, клиренс (заявленный) 170 мм, силовая установка на основе суперконденсатора и мотора свидетельствовали о предназначении транспорта исключительно для городской эксплуатации.

Полный отказ от ДВС предусматривал использование экспериментального роторно-лопастного двигателя. Кузов был двухцветный, салон – с медиасистемой и доступом к Интернету, контролем климата и направления поездки. Почему же провалился такой прокачанный ё-мобиль?

2011 год

Производители презентовали ходовые макетные авто с двухцилиндровыми бензиновыми ДВС, устраняли недоработки и сообщали о серийном выпуске в 2012 году. В Санкт-Петербурге было начато строительство завода, а 90 % комплектации планировали производить в России. Эффектный ё-мобиль осенью принял участие в выставке во Франкфурте, а также 6 мая была названа официальная цена. Правда, проект существовал в состоянии компьютерной модели.

Концепт-кар был оценен отечественными водителями благодаря:

  • революционной технологии запуска – считыванию кредитной карты. Это был бы коллективный гаджет, которым могли пользоваться несколько человек, взяв авто в аренду;
  • запоминающийся дизайн – яркий кузов из полипропилена с армированием;
  • отказ от ДВС – сцепка суперконденсатор-мотор включала два электрических тяговых двигателя на каждой оси;
  • рамная конструкция для унификации производства и облегчения веса машины.

Идея о том, что ё-мобиль можно взять в каршеринг, была отвергнута сразу по причине экономической нецелесообразности. Интересные фишки – базальтовый кузов, роторно-лопастной двигатель – постепенно ликвидировались из концепта. Производитель и поставщики не могли согласовать итоговую стоимость деталей, и к концу 2011 года авто стало некрасивым, массивным и дорогим.

Интересно!
Первые каршеринг-сервисы открылись в РФ только в конце 2015 года.

2012 год

Первые изображения салона кроссовера продемонстрированы в феврале. Отечественные водители, еще не до конца понимали, что же такое за удивительный ё-мобиль, а сроки проекта уже срывались. В сентябре Андрей Бирюков вышел из состава компании, а его место гендиректора занял главный конструктор Андрей Гинзбург. Глава группы «Онэксим» (держала 59 % акций) Дмитрий Разумов отметил, что в серийный выпуск транспорта начнется только к 2014-началу 2015 года.

2013 год

В феврале глава городского комитета по инновациям Максим Мейксин на ежегодной международной автоконференции пообещал, что ё-авто, вероятно, начнут изготавливать в марте 2015. Андрей Бирюков уточнил, что электрическая трансмиссия успешно прошла все тестирования.

В конце июня Михаил Прохоров продемонстрировал модифицированную версию машины общественности. Одновременно с проведением ПМЭФ, где показывался ё-мобиль, СМИ получило фото и рекламный ролик предсерийной продукции. Прототипы презентовали на Димитровском автополигоне.

В июле в Подмосковье было показано 5 прототипов ё-кроссовера. ДВС у гибридов заменили на поршневой двигатель на 1,4 л и 75 лошадей. Его изготовили не на отечественном заводе, а закупили у Fiat.

2014 год

Окончательно судьба недоработанного ё-мобиля стала известна 20 февраля. Максим Мейксин на конференции Автоинвест сказал, что старт производства российских гибридов отсрочен. Причина – недостаток финансирования проекта.

Но в марте компания Онэксим заявила о сертификации машины осенью этого же года. Через месяц проект закрыли, а наработки передали НАМИ. Сотрудники занялись разработками президентского лимузина, но его концепт был засекречен. Общественности было известно, что отделка салона – из кожи, а на каждую дверь нанесен герб РФ. Транспорт планировали подарить Владимиру Путину в 2018 году.

https://youtube.com/watch?v=5WLxKka2H9U

Единственный, кто получил действующий экземпляр ё-транспорта – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Массивный Ё-Crossback EV с трехдверным кузовом оснащен уже не гибридным, а электрическим двигателем. По информации на июль 2018 года авто сломалось – у него осыпался аккумулятор. Машину планировали полностью переоборудовать, оснастить боевыми системами, но о проведении ремонтных работ информации нет.

«Ё-мобиль» сменил владельца

Сбербанк купил компанию-разработчика электромобиля «Ё-мобиль» — ООО «Ё-инжиниринг». По информации «Коммерсанта», представители банка подтвердили факт сделки, но отказались раскрывать финансовые детали.

Согласно ЕГРЮЛ, Сбербанк выкупил «Ё-инжиниринг» через свою «дочку» — ООО «Цифровые активы». Предыдущим владельцем компании была белорусская «Кейджи Импэкс», теперь же у Сбербанка 100-процентная доля в разработчике.

«Ё-инжиниринг» была зарегистрирована в июне 2011 г. в Москве. Генеральный директор компании – Ольга Копыток, а размер уставного капитала компании составляет 2,6 млн руб.

Одна из модификаций «Ё-мобиля» — «ё-Crossover»

Разработка «Ё-мобиля» началась в 2010 г., но спустя 11 лет электромобиль так и не поступил в производство и продажу. Проект был закрыт в 2014 г., а общий размер инвестиций в него, по данным РБК, составил 260 млн евро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector