Как работает ручник на дисковых тормозах?
Содержание:
- Принцип работы механизмов электронного ручника
- Зачем нам нужен исправный ручник
- Продажа Chevrolet Tahoe в Санкт-Петербурге
- Доустановка AUTO HOLD на VW Passat B6/B7 — DRIVE2
- Электрическая
- Чем полезен ручник?
- Назначение и разновидности «ручников»
- Особенности обслуживания и эксплуатации автомобилей с EPB
- Электронная система поддержания курсовой устойчивости
- Как он работает?
- Как работает электромеханический стояночный тормоз?
- Как пользоваться?
- Функция стабилизации прицепа
- Устройство и главные функции электромеханического стояночного тормоза
- Поршень с винтовой парой
- Проверка и регулировка стояночного тормоза
Принцип работы механизмов электронного ручника
Принцип работы электромеханического стояночного тормоза обычно циклический, он то включается, то выключается. Тормозной привод, как правило, устанавливается на суппорте всего тормозного механизма с одной стороны. Далее тормозной привод преобразует электрический сигнал бортовой сети в механический сигнал, и приводит в движение тормозные колодки. В состав такого механизма входят ременная передача, электродвигатель, винтовой привод и планетарный редуктор.
Главным назначением редуктора является перемещение винтового привода, благодаря последнему осуществляется поступательное движение поршня всего тормозного механизма. Как выше мы упоминали, то в электромеханического стояночного тормоза есть два варианта работы, это включение или выключение.
Включение электроручника начинается из нажатия кнопки в салоне автомобиля. Далее активируется электродвигатель, через редуктор и винтовой привод притягивает тормозные колодки к тормозному диску. Срабатывание системы занимает считанные секунды и тормозной диск фиксируется на мертво, никаких средних или неполных удержаний как в механическом ручном тормозе нет.
Плюсом электромеханического стояночного тормоза считается его автоматическое выключении, как только автомобиль начинает трогаться с места. Так же инженеры предусмотрели выключение электроручника в ручном режиме, для этого достаточно нажать на педаль тормоза.
Во время отключения стояночного тормоза, блок управления проводит анализ ряда параметров:
- какой угол уклона;
- положение педали акселератора;
- насколько быстро отпускается педаль сцепления, и её положение.
На основе этих данных система позволяет своевременное выключение стояночного тормоза, или производить небольшую задержку отключения, тем самым предотвращая откатывание автомобиля назад при трогании под гору.
Как видим, плюсы есть, но больше минусов, так как в экстренной ситуации такой стояночный тормоз попросту не спасет, да и при ремонте или прокачке тормозной системы от него толку будет мало.
Видео принципа работы системы EPB:
https://youtube.com/watch?v=f86SN4RZy5M
Зачем нам нужен исправный ручник
Ручной тормоз – это элемент тормозной системы автомобиля, который выполняет функцию блокировки колёс относительно оси передвижения транспортного средства, и обеспечивает таким образом устойчивость автотранспортного средства на поверхности передвижения (в том числе и на поверхности с уклоном).
Исправный ручник выполняет такие функции:
1. Обеспечивает устойчивость автомобиля на дорожной поверхности во время стоянки или на склонах.
2. Помогает в осуществлении экстренного торможения.
3. При наличии навыков с его помощью можно войти в управляемый занос.
4. При поломке ножного тормоза, может выполнять его функции.
Но стоит заметить, что использовать ручной тормоз как постоянный тормозной элемент (вместо ножного тормоза) нельзя, ведь его основное предназначение – фиксировать авто во время стоянки. Если же необходимо использовать ручник при торможении во время движения, его не рекомендуется резко натягивать, так как это спровоцирует занос автомобиля.
Устройство и принцип действия ручного тормоза довольно просты. Он состоит из трёх основных компонентов:
1. Механического привода.
2. Исполнительного механизма.
3. Управляющего узла.
Механический привод выполнен в виде троса ручного тормоза. Этот трос производит воздействие на задние тормозные колодки или же на трансмиссию (в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля). Коромысло, установленное в ручном тормозе, обеспечивает равномерное натяжение троса на двух тормозных колодках.
Исполнительным механизмом ручного тормоза выступают тормозные колодки задней оси, привод которых может осуществляться не только от рычага ручника, но и от ножной педали тормоза. Сделано это для простоты конструкции и для более облегчённого обслуживания автомобиля.
Ручник приводится в действие управляющим узлом, представленным рычагом ручного тормоза с храповиком, который управляет натяжением троса. Он располагается между сидением водителя и сидением пассажира в центральном тоннеле. На авто с автоматической трансмиссией вместо рычага присутствует ножная педаль стояночного тормоза.
Рекомендуем: Процесс замены водяной помпы на ВАЗ 2109 в гараже
О включении ручника сигнализирует датчик в виде лампочки на приборной панели. Этот датчик помогает водителю ориентироваться, когда включён ручник и не забывать снимать авто с ручника перед началом движения. В некоторых авто, если двигаться с включённым ручником, раздастся звуковой сигнал, что очень удобно, ведь зачастую водители забывают отключать ручной тормоз.
Продажа Chevrolet Tahoe в Санкт-Петербурге
Доустановка AUTO HOLD на VW Passat B6/B7 — DRIVE2
Очередная модернизация выявила тот факт, что многие владельцы VW Passat B6/B7, используя годами свой автомобиль, не знаю как бюджетно и просто можно доустановить функцию AUTO HOLD на свои автомобили…Вы не знаете что такое AUTO HOLD? Расскажем.
AUTO HOLD — интеллектуальная система управления тормозами при помощи электромеханического стояночного тормоза, которая значительно облегчает процесс управления автомобилем в пробках (что стало актуальным и для улиц Минска), на подъемах и спусках, при обычной парковке.
Функция AUTO HOLD предназначена для работы в автомобилях, в которых вместо механического установлен электромеханический стояночный тормоз. AUTO HOLD обеспечивает автоматическое удержание на месте остановившегося автомобиля независимо от того, как именно он прекратил движение, и помогает водителю выполнить последующее трогание (вперёд или назад).AUTO HOLD объединяет в себе следующие функции поддержки водителя:
Функции поддержки водителя
Функция AUTO HOLD включена. На основании сигналов скорости колёс и выключателя стоп-сигнала AUTO HOLD распознаёт, что автомобиль неподвижен и что педаль тормоза нажата. Созданное ею тормозное давление «замораживается» закрыванием клапанов гидравлического блока, водитель не должен больше удерживать педаль нажатой. То есть при включённой функции AUTO HOLD автомобиль сначала удерживается в неподвижном состоянии с помощью гидравлических тормозных механизмов четырёх колёс.
Если водитель не нажимает педаль тормоза и автомобиль, после того как уже было распознано его неподвижное состояние, вновь начнёт движение, включается система ESP. Она самостоятельно (активно) создаёт тормозное давление в контурах колёс, так чтобы автомобиль прекратил движение. Необходимое для этого значение давления рассчитывается и устанавливается, в зависимости от угла наклона дороги, блоком управления ABS/ESP. Для создания давления функция включает насос обратной подачи и открывает клапаны высокого давления и впускные клапаны ABS, выпускные и переключающие клапаны закрываются или соответственно остаются закрытыми.
Когда водитель нажимает педаль акселератора для трогания, выпускные клапаны ABS открываются и насос обратной подачи перекачивает через открытые переключающие клапаны тормозную жидкость в направлении компенсационного бачка. При этом учитывается наклон автомобиля и дороги в ту или иную сторону, чтобы предотвратить скатывание автомобиля.
Принцип работы
Через 3 минуты неподвижности автомобиля функция его затормаживания переходит от гидравлической системы ESP к электромеханическому тормозу. При этом блок управления ABS сообщает блоку управления эл/мех. тормоза рассчитанное им значение необходимого тормозного момента. Оба исполнительных электромотора стояночных тормозов (задних колёс) управляются блоком управления электромеханического тормоза.
Функция затормаживания передаётся электромеханическому тормозу. Гидравлическое тормозное давление автоматически уменьшается. Для этого вновь открываются выпускные клапаны ABS, и насос обратной подачи через открытые переключающие клапаны перекачивает тормозную жидкость в направлении компенсационного бачка. Тем самым предотвращается перегрев клапанов гидравлического блока.
P.S. Правда есть небольшая оговорка: не все системы ABS погут поддерживать эту опцию. Статистика говорит, что на 10-15 автомобилей 1 может потребовать замены блока управления тормозной системой, а это уже не так бюджетно.Как определить, можете ли вы установить себе AUTO HOLD?Во-превых, у вас болжна быть система ESP и соответствующая кнопка её отключения.
Во-вторых, подъезжайте, мы продиагностируем возможность установки этого заводского допа.
Комфортной езды, пассатоводы!
Электрическая
Это самый распространенный тип среди всех используемых. Подобную лебедку автомобильную, фото которой в качестве примера приведено ниже, устанавливают почти на всех внедорожниках, на которых преодолевают бездорожье.
Существует большое разнообразие их видов, отличающихся тяговым усилием и ценой. Наиболее распространенной является электрическая лебедка с горизонтальным расположением мотора. В этом случае в одной плоскости находятся электродвигатель, барабан с тросом и редуктор, чаще всего планетарный. Другим вариантом построения подобного механизма является вариант с вертикальным расположением мотора. Его преимуществом будет высокая скорость намотки, но таким устройствам свойственна высокая цена. Их обычно используют спортсмены.
Чем полезен ручник?
На самом деле «ручником» этот вид тормоза бывает не всегда. В зависимости от происхождения и типа авто, активироваться он может затяжкой рычага рукой, нажатием ноги или специальной кнопкой, поэтому в технической литературе его толерантно именуют стояночным.
Помимо основной функции – обездвиживания машины при длительной остановке, он вполне может использоваться как аварийная система при отказе основной тормозной. Но и это ещё не все назначения героя сегодняшней статьи.
Чем ещё он может быть полезен? К примеру, ручник незаменим при трогании в горку, а также любим энтузиастами агрессивного и экстремального вождения.
Назначение и разновидности «ручников»
Стояночная тормозная система присутствует на автомобилях всех категорий – легковых машинах, грузовиках и коммерческом транспорте средней грузоподъемности. Ручной тормоз используется для таких целей:
- фиксация транспортного средства на месте при длительной стоянке;
- затормаживание авто с работающим двигателем на остановках, когда водителю необходимо кратковременно покинуть салон;
- удержание машины от скатывания на участках дороги, имеющих уклон;
- движение с места в гору;
- в некоторых случаях – для обеспечения аварийной остановки транспортного средства.
В зависимости от категории, марки и комплектации, на транспортное средство устанавливается ручной тормозследующих разновидностей:
- наиболее распространенный – механический (тросовый);
- гидравлический;
- электромеханический (в обиходе его часто называют электронным);
- пневматический.
Для водителей легковых машин представляют наибольший интерес тросовые и электромеханические приводы. Гидравлические встречаются реже, а пневматикой оборудованы исключительно многотонные грузовики.
Особенности обслуживания и эксплуатации автомобилей с EPB
Устройство тормозного суппорта с электромеханическим стояночным тормозом Для проверки работоспособности EPB автомобиль необходимо установить на тормозной стенд и провести торможение стояночным тормозом. При этом проверку необходимо проводить регулярно.
Замена тормозных колодок осуществляется только при отпущенном стояночном тормозе. Процесс замены происходит при помощи диагностического оборудования. Колодки автоматически устанавливаются в нужное положение, фиксирующееся в памяти блока управления.
Нельзя оставлять автомобиль на стояночном тормозе в течение длительного времени. При длительной стоянке может разрядиться аккумулятор, вследствие чего автомобиль будет невозможно снять с ручника.
Перед проведением технических работ необходимо перевести в сервисный режим электронику автомобиля. В противном случае электрический ручник может автоматически включиться во время обслуживания или ремонта транспортного средства. Это, в свою очередь, может привести к повреждению автомобиля.
Электронная система поддержания курсовой устойчивости
Детали и узлы
На Audi A5 впервые используется электронная система поддержания курсовой устойчивости Bosch 8.1. Эта новая электронная система поддержания курсовой устойчивости отличается от ранее известной за счет более мощных клапанов и большого набора функций ESP 8.0. Применяются активные датчики частоты вращения колеса.
Компоненты системы — блок ESP
Используются четыре варианта блока ESP. Наряду с базовым исполнением используется блок с расширенным набором функций. В основном необходимо различать блоки для переднего и полного привода. По внешним габаритам версии ESP 8.1 и ESP 8.0 идентичны.
Улучшена герметичность клапана переключения в закрытом положении. Блок управления ESP принимает участие в задержке выключения шины CAN и может активно поддерживать шину CAN-Привод в состоянии готовности.
Для системы ESP 8.1 также запрещается отсоединять блок управления от гидравлического блока в сервисном центре.
Компоненты системы — датчик частоты вращения колеса
Применяются активные датчики. Их конструкция и принцип работы такой же, как у уже используемого на Audi A8 и Audi A6 датчика.
Системные компоненты — датчики ESP G419
По конструкции и принципу работы датчики такие же, как на Audi A4 и Audi A6. На Audi A5 передача данных на блок управления ESP происходит по шине CAN‑Датчик.
Системные компоненты – выключатель стоп-сигнала F
На педали тормоза установлен электронный выключатель стоп‑сигнала. Нажатием на педаль тормоза приводится в действие толкатель датчика. На толкателе расположен постоянный магнит. Напряженность магнитного поля измеряется датчиком Холла. Блок обработки результатов передает оба инвертированных сигнала выключателя стоп‑сигнала (BLS) и выключателя тестера тормозов (BTS). На Audi A5 сигнал BLS используется только в качестве входного сигнала. Проверка четкости сигнала производится путем оценки тормозного давления. Тормозное усилие замеряется датчиком давления G201 гидравлического механизма гидравлического блока ESP.
Датчик фиксируется в креплении на опоре педали путем проворачивания стопора. Одновременно проворачивается и постоянный магнит. Толкатель вводится в корпус и сохраняет свое положение. Благодаря поворачиванию постоянного магнита навстречу толкателю и происходит геометрическое замыкание обеих деталей. Постоянный магнит фиксируется приведением в действие стопора на толкателе. На этом позиционирование датчика на педали тормоза закончено.
Системные компоненты — выключатель стоп-сигнала F
Сигнал выключателя стоп-сигнала считывается блоком управления двигателя J220 и передается на шину CAN. Отсюда он считывается блоком управления ESP J104.
Компоненты системы — датчик угла поворота рулевого колеса G85
Датчик угла поворота рулевого колеса является новой разработкой. Он установлен вместе с блоком управления рулевой колонки в коммутационном модуле. Коммутационный модуль на Audi A5 установлен при помощи призматической шпонки на трубке энергопоглощающей системы рулевой колонки. Таким образом минимизируется монтажный допуск.
Задающий кодовый диск датчика угла поворота рулевого колеса теперь приводится в действие непосредственно рулевым колесом. До сих пор движение рулевого колеса передавалось сначала на трубчатый рулевой вал и лишь потом на задающий кодовый диск датчика. На Audi A5 точность измерения повышается за счет непосредственного привода.
Как он работает?
В принципе все просто. Зачастую его устанавливают на машинах, где сзади дисковые тормоза, а не барабанные.
ТО есть сзади есть почти такой же суппорт, как и на передней оси. НО есть небольшое отличие, сбоку прикрепляется специальный электрический двигатель, на который подается питание из бортовой сети автомобиля.
Система можно сказать гибридная, когда вы давите на педаль тормоза, работает гидравлическая система, именно она сжимает задние колодки. НО когда вы хотите зафиксировать авто на месте, тогда подключается электрический двигатель на суппорте, он также сдавливает колодки и держит их. Благодаря чему, задняя ось надежно фиксируется.
Двигатель имеет червячный механизм (ось с резьбой), многие называют болт. Он как бы выкручивается и с силой давит на колодку. Усилие действительно большое, может держать машину на больших горках, без каких либо проблем.
Как работает электромеханический стояночный тормоз?
Активация и деактивация ЭМСТ происходит следующим образом. Когда водитель нажимает на кнопку, сигнал от нее идет в ЭБУ, который анализирует ряд параметров, после чего посылает команду на электроприводы, которые выполняют блокировку колес. Деактивация происходит либо автоматически, после того как водитель завел мотор включил передачу и собирается начать движение, либо в ручном режиме посредством нажатия на кнопку. Выключение EPB происходит после анализа блоком управления множества факторов, таких как угол уклона кузова, положение педали газа (или сцепления), положение селектора и т. д. Выключение электроручника может происходить с небольшой задержкой особенно в ранних моделях EPB, так как на анализ всех факторов и условий ЭБУ требовалось определенное время.
В большинстве случаев система электронного ручника дополнена опцией Auto Hold, данная опция в переводе на «человеческий» язык звучит как система автоматического удержания при кратковременных остановках. Данная система является своего рода расширением или дополнением системы электромеханического стояночного тормоза. Ее работа заключается в том, чтобы освободить водителя от необходимости удержания педали тормоза после остановки автомобиля. Данная опция очень удобна на авто с АКПП во время движения в городских «тягучах», которые утомляют водителей частыми остановками с нажатием на педали газ/тормоз. Электронный ручник активируется автоматически после длительной стоянки автомобиля. Также EPB автоматически активируется при выключении зажигания, открытии двери и оттягивании ремня безопасности.
Как пользоваться?
В современных авто, особенно с автоматической трансмиссией, неважно это автомат — вариатор или даже робот. Электронные ручники практически обязательны, все потому что они работают с многими современными системами, например AUTO HOLD (автоматическое удержание в пробках и светофорах)
В итоге у нас образовывается как бы три состояния работы этого узла:
- Совмещенное с системами безопасности.
- AUTO HOLD. Нужен в основном для АКПП. Когда включается режим «D» – DRIVE, если отпустить педаль тормоза, машина ВСЕГДА будет «ползти» (на небольшой скорости вперед). Именно AUTO HOLD автоматически фиксирует машину на месте, когда вы сильно надавите на педаль тормоза (даже при включенном режиме «D»). Это помогает особенно в больших городах, в пробках, когда постоянно нажимать на педаль тормоза, мягко сказать утомительно. А дергать селектор на АКПП в нейтраль, не всегда правильно. Про этот режим у меня будет отдельная статья.
- НУ и последнее и что говорится по назначению. Это ручной тормоз. Расскажу, как им пользоваться.
Когда вы подъехали на автомобиле к месту стоянки (трансмиссия может быть и механическая). Вы должны перевести селектор в положение «нейтраль» (N), можно и (P) паркинг (если у вас АКПП). Далее как написано во многих инструкциях, нужно зафиксировать машину, особенно если стоит на горке. Режим «ПАРКИНГ», на больших уклонах не работает (более 20 градусов), авто может покатиться. То есть ручник, должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Вместо того, чтобы поднять рычаг стояночного тормоза, вы просто нажимаете кнопку (ну или поднимаете как у меня на KIA OPTIMA). Сзади слышите звук работы электрических моторов и все ваше транспортное средство (ТС) зафиксировано (на приборной панели загорится индикатор «ручника»).
Вот так легко и просто, не нужно упираться и «качать руки», как в ситуации с механическим вариантом.
Далее, после того как вам нужно куда то поехать, вы просто садитесь в салон, запускаете мотор, включаете первую передачу или режим «D», электронный ручник автоматически отключится. ТО есть вы его по любому не забудете отключить. Как видите все очень просто, я бы даже сказал элементарно.
Функция стабилизации прицепа
Была оптимизирована функция стабилизации прицепа. Колебания автомобиля вызываются меняющими направление вращения крутящими моментами („колебательными моментами“) относительно вертикальной оси автомобиля. При использовании ESP Bosch 8.0 тормозное усилие передается одновременно на все четыре колеса, чтобы выйти из критического диапазона скорости. ESP Bosch 8.1 попеременно подтормаживает правое и левое колеса передней оси.
Путем передачи тормозного усилия на соответствующее переднее колесо создается крутящий момент относительно вертикальной оси автомобиля, противодействующий „колебательному моменту“. Преимуществом этой стратегии регулировки является отсутствие необходимости сильного снижения скорости автомобиля для стабилизации прицепа.
Функция доступна в заводской комплектации с тягово-сцепным устройством или при дооборудовании автомобиля оригинальным ТСУ Audi.
Устройство и главные функции электромеханического стояночного тормоза
На фото показано устройство стояночного тормоза с электроприводом
- тормозной диск;
- тормозная колодка;
- подвижная скоба;
- редуктор;
- электродвигатель;
- подвод электроэнергии;
- шестерня электродвигателя;
- электродвигатель;
- ведущая шестерня привода;
- качающаяся шестерня;
- ведомая шестерня электропривода
Основное предназначение устройства заключается в обеспечении перечисленных ниже действий:
- в ситуации, когда машина остановлена, удержать её на месте, не позволяя катиться по наклонной местности;
- в ситуации, если сломалась основная система торможения, взять на себя её функции и выполнить аварийную остановку транспортного средства;
- в ситуации, когда машина стартует после приостановки на подъёме, предотвратить откат авто назад.
Electromechanical Parking Brake System включает в себя следующие системные блоки:
- непосредственно систему торможения;
- систему электрического привода;
- систему управления на базе электронной схемы.
Система торможения – это всем известные ещё с сороковых годов прошлого века дисковые тормоза. Они эффективны, отлично охлаждаются и не теряют своей тормозной способности при перегреве, а также обладают высокой сопротивляемостью к загрязнениям и влиянию влаги.
Электрический привод системы – это единый блок, который при помощи передачи ременного типа последовательно сообщает двигательный импульс редуктору и приводу винтового типа.
- 1 – ведомый вал;
- 2,5 – поводок;
- 3 – ведущая шестерня привода;
- 4 – качающаяся шестерня;
- 6 – ведомая шестерня
Редуктор отвечает за уменьшение шума работы механизма и освобождает от лишней нагрузки винтовой привод, который, в свою очередь, активизирует поступательное движение поршня торможения.
Система электронного управления, входящая в состав технического узла, включает в себя датчики определения внешних данных, центральный блок управления и механизмы исполнения команд. Сигналы на вход системы управления могут поступать из различных источников:
- с датчика сцепления, отвечающего за фиксацию педали сцепления и скорости её отпускания;
- с датчика положения транспорта (датчика определения угла уклона), расположенного непосредственно в блоке электронного управления системой;
- с кнопки активизации режима работы ручного тормоза, расположенной на главной консоли авто.
На фото продемонстрирована схема работы электромеханического стояночного тормоза в 2-х положениях а) затяжка тормоза б) снятие тормоза
- 1 – тормозной диск;
- 2 – нажимная гайка;
- 3 – ходовой винт;
- 4 – редуктор;
- 5 – поршень тормозного механизма;
- 6 – цилиндр;
- 7 – уплотнительное кольцо;
Получая сигналы из перечисленных источников, электронная система управления тормозом получает возможность прямого взаимодействия с системой курсовой устойчивости автомобиля и прочими системами контроля работы двигателя.
Поршень с винтовой парой
2 — нажимная гайка;
Винтовая пара преобразует вращение ведомой шестерни в поступательное движение штока. Тот давит на тормозной поршень, подводя колодки к диску. Усилие контролирует блок управления стояночного тормоза по величине потребляемого тока. Как только значение достигнет необходимой величины, электродвигатель отключится. При снятии с ручника мотор вращается в обратную сторону, шток отходит назад, а поршень сдвигается из-за упругости уплотнительной манжеты.
Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна — включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми — давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу.
На ручник машина встанет и раньше — если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.
Электрический стояночный тормоз: Уже не ручной
Электрика повсеместно вытесняет механику. Даже трос стояночного тормоза заменили провода. Краткую лекцию о том, как устроен и как работает ручник нового поколения, читает Геннадий Емелькин.
Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка. Не надо тащить через все днище тросики и тяги — достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами. Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве. Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках — электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.
Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом. Если автомобиль стоит на месте или движется медленнее 7–10 км/ч, включаются электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы. На более высокой скорости блок ABS включает гидронасос — давление в тормозных контурах повышается. Автомобиль замедляется, а потом встает на ручник.
«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить — только включив зажигание и нажав педаль тормоза. Если мотор работает, водитель закрыл дверь и пристегнулся, то ручник отключится автоматически при нажатии на акселератор. При этом датчик продольного крена кузова распознает, стоит ли автомобиль на подъеме, учтет положение педалей сцепления и акселератора и придержит тормоза, чтобы автомобиль не скатился назад.
Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна — включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми — давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу. На ручник машина встанет и раньше — если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.
>
Проверка и регулировка стояночного тормоза
На автомобилях выпуска с 1995 г. изменена конструкция рычага стояночного тормоза (первый зубец сектора сделан сдвоенным).Перед началом работы
отрегулируйте зазоры между колодками и тормозным барабаном (см. подраздел 3.34.).
Предупреждение
Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне 25%! На автомобилях выпуска с 1995 г. допускается перемещение рычага стояночного тормоза на 2-8 щелчков, а выпуска до 1995 г. — 4-7 щелчков.
Если при затормаживании автомобиля стояночным тормозом рычаг поднимается более чем на 8 щелчков (7 щелчков для автомобилей выпуска до 1995 г.), автомобиль не будет удерживаться на уклоне. Если ход рычага меньше 2 щелчков (4 щелчка для автомобилей выпуска до 1995 г.), во время движения автомобиля возможна частичная блокировка колес. В обоих случаях стояночный тормоз надо отрегулировать.
Рекомендации
Для предварительной проверки стояночного тормоза установите автомобиль на ровной площадке. Полностью поднимите рычаг стояночного тормоза и установите рычаг коробки передач в нейтральное положение. Выйдите из автомобиля и попробуйте сдвинуть его с места. Если вам это удалось, стояночный тормоз надо отрегулировать.
Если в процессе регулировки не удается натянуть трос привода стояночного тормоза, его надо заменить. Для этого обратитесь к специалистам или к подразделу 7.4.
Перед регулировкой стояночного тормоза проверьте состояние тросов привода. Если, нажимая на трос, вы почувствовали, что он не перемещается в оболочке, значит трос «закис». В этом случае регулировка не приведет к положительному результату. Для устранения дефекта обратитесь к специалистам.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Опустите рычаг стояночного тормоза до упора вниз (на автомобилях выпуска с 1995 г.). На автомобилях выпуска до 1995 г. поднимите рычаг на 1-2 щелчка. | 2. Ослабьте контргайку натяжного устройства, придерживая другим ключом регулировочную гайку от проворачивания. | 3. Заверните регулировочную гайку до момента натяжения троса привода стояночного тормоза. |
4. Проверьте: полный рабочий ход рычага стояночного тормоза должен составлять 2-4 щелчка (на автомобилях выпуска до 1995 г. — 4-5 щелчков). | 5. После проверки рабочего хода затяните контргайку уравнителя, придерживая ключом регулировочную гайку. | 6. Опустите рычаг стояночного тормоза до упора и проверните руками задние колеса. Они должны вращаться равномерно, без заеданий. |
Рекомендуем: Снимаем вакуумный усилитель тормозов на ВАЗ-2110 своими руками для замены