Правильные способы хонингования цилиндров двигателя

Как устроена безвоздушная шина

Проектированием и выпуском безвоздушных шин занимается несколько компаний. Их изделия отличаются конструкционными особенностями.

Во время работы спицы и протектор от контакта с дорожным покрытием деформируются, а затем возвращаются в исходное положение. Этому способствует особое сечение спиц, обеспечивающее прогиб в одной плоскости без появления деформации в других направлениях.

Устройство колеса включает: стяжной хомут и ступицу. К последней крепятся в определенной последовательности полиуретановые спицы. Оптимальное расстояние между ними подбирает компьютер. Растяжной хомут отвечает за внешний вид резины. Для изготовления используют полиуретан, смолу, термоволокно. Это описание соответствует изделиям от Michelin.

Компания Polaris предложила свой способ расположения спиц из композиционных материалов, который отдаленно напоминает пчелиные соты. Благодаря этому колеса получают способность к изменению жесткости, проще справляются с преодолением неровностей.

Шины от Bridgestone отличаются устройством каркаса, который состоит из пластин. Элементы из переработанной смолы за счет особого расположения образуют сетчатую структуру. Однако эксплуатационные характеристики таких изделий более низкие: допустимая скорость — 64 км/ч, грузоподъемность — 150 кг.

Производители из Кореи создали разработку I-Flex, в которой шина и обод объединены в одно целое. Она практически полностью выполнена из вторичных материалов. В ходе усовершенствования, изделие смогло преодолеть скоростной барьер. Максимальное значение составило согласно тестам 130 км/ч. Новые модели корейской фирмы Hankook представлены еще четырьмя видами шин, но они пока находятся в процессе испытаний.

Требования к процессу и оборудованию

Для равномерности насечки требуется плавное движение шлифовальной насадки внутри цилиндра. Если используется токарный станок, то следует наловчиться плавно перемещать кучку патрона. Чаще в гаражных условиях используется специальный ершик. Скорость, усилия и плавность движений уже зависят от физических способностей мастера. Если он неоднократно выполнял подобную процедуру, ему легче будет создать точный рисунок. Но он все равно будет отличаться от эффекта после применения технических средств.

Для выполнения процедуры потребуется уровень и направляющая рейка. Эти приспособления смогут помочь создать равномерный рисунок с правильным углом. Если мастер собьется, он испортит узор, из-за чего ему придется все переделывать.

Еще одним важным условием при хонинговке мотора является стабильная смазка поверхности. Для этого пригодится керосин или его смесь с маслом. Эта жидкость будет смывать мелкую стружку, которая помешает в создании подходящей шероховатости.

После выполнения работ блок нужно помыть при помощи мыльного раствора. Это удалит все мелкие частицы, предотвратив их появление в полостях агрегата после его сборки. После блок нужно высушить и обработать антикоррозионным маслом.

Когда мотор будет собран, прежде чем на него будет даваться привычная нагрузка, должна выполниться приработка цилиндропоршневой группы. Это позволит притереться деталям друг к другу. В этот период двс будет нуждаться в более щепетильном подходе к замене масла и использованию качественного топлива.

Для более щадящей притирки можно воспользоваться тем же триботехническим веществом Супротек плюс. В некоторых случаях хонинговку можно выполнить без расточки цилиндров. Если повреждения незначительны, и достаточно только этой операции, мотор можно даже не снимать с машины.

Maybach

Что автовладельцы говорят о хонинговании цилиндров

  1. Хонингование на старых двигателях Хонингование блока цилиндров на советских предприятиях в 60–80 гг. отсутствовало в принципе. Автомобильные, лодочные мотоциклетные моторы были, как правило, результатом побочной деятельности оборонной промышленности. Поэтому не было никакого стимула внедрять новые технологии и совершенствовать уже имеющиеся товары. Люди покупали то что есть и не жаловались на качество, потому что всегда был дефицит и большие очереди практически на любые товары, в том числе и на автомобили. Усложнение технологических операций не приветствовалось в массовом производстве, а при отсутствии конкуренции заводу было все равно, сколько проходит его мотор до капитального ремонта.
  2. Незаводское хонингование Самодельный хон может быть и не хуже заводского, но сложность в том, что информации о глубине канавок, угле хонингования, допустимой шероховатости поверхности нигде нет. Эти параметры очень сильно влияют на качество смазки и расход масла. Масляное голодание, так же как и большой расход, не сделают мотор долгожителем.

    Увеличение шага хонингования может привести к сокращению толщины масляной пленки и быстрому износу двигателя. Поэтому автосервисы при хонинговании блока цилиндров делают некие усредненные показатели, которые подойдут для данного типа моторов (3л v6, например). Очень многое зависит от используемого станочного оборудования. В оппозитных моторах ось цилиндра расположена горизонтально, и, следовательно, есть логика в изменении шага сетки и угла хона вверху и внизу цилиндра.

  3. Преимущество заводского хонингования Ремонтное хонингование цилиндров существенно хуже заводского. Добиться плосковершинного хонингования можно только в условиях автопроизводства. Автосервисы не потянут такое оборудование, а у производителя нет интереса качественно делать капитальный ремонт. Токарно-расточной станок при нарезании борозды хоном выдавливает с каждой стороны слой металла, который во время обкатки мотора гораздо быстрее изнашивает кольца.
  4. Равномерность износа хонингования Хон изнашивается неравномерно. Максимальный износ приходится на положение верхнего компрессионного кольца в ВМТ поршня. Выше него износ существенно меньше.
  5. Одинаковый хон или разный Угол хонингования свой для каждого мотора и у каждого производителя. Точные цифры найти сложно, часто приходится смотреть, как сделано на аналогичных моторах. Однажды перебирал мотор на РАВ4 с использованием ручного хона. По внешнему виду значительно хуже заводского, но эффект все равно дает. После ручного хонингования блока цилиндров и замены колец расход масла практически исчез.

Что делать, если в моторе появились задиры

Выше уже отмечалось, что с задирами необходимо бороться сразу же. Если игнорировать проблему, состояние мотора быстро ухудшится. Износ будет идти по нарастающей: небольшая неисправность станет причиной следующей. Проблемы будут нарастать как снежный ком.

Если задиры еще совсем небольшие

Когда задиры совсем небольшие, можно решить проблему, не разбирая двигатель. Если износ не превосходит десятых долей миллиметра, купите и залейте в масло специальную присадку, например, Active Plus от российской .

Это средство образует металлическую защитную пленку на парах трения. Специальная структура слоя позволяет восстанавливать изношенные поверхности (при небольших отклонениях от стандартных размеров и геометрии).

Необходимо строго следовать инструкции, как в случае применения трибосостава Suprotec, так и при использовании средств от других производителей. Превышение допустимой дозы может привести к противоположному результату. Даже если вреда для механизма не будет, вы просто зря потратите деньги.

Присадка Супротек Актив Плюс в масло двигателя

Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

Когда присадки не помогают

Если применение присадок не дало нужного результата, значит, задиры уже слишком большие. В этом случае требуется расточка и хонинговка цилиндров ДВС. Эту операцию можно заказать в автомобильной мастерской, или выполнить самостоятельно.

Браться за хонинговку цилиндров своими руками следует только, если вы владеете навыками слесарного дела. Необходимо выдержать высокую точность: рисунок, образуемый на металле должен быть равномерным, штрихи должны сходиться под одинаковым углом.

Для этой работы потребуется специальное приспособление для хонинговки – хон. Выпускают два типа этих устройств – в виде «ершика» и в виде конструкции из трех брусков на центральном стержне. В гаражных условиях лучше использовать «ершик». Насадка с точильными камнями больше подходит для расточных станков.

  1. Хон нужно вставить в патрон дрели. Чтобы обеспечить точность ориентировки, нужно пользоваться хотя бы простейшими приспособлениями: рейкой подачи и уровнем. Если нарушить точность хода, хонингование будет с дефектами. Придется переделывать.
  2. На всем протяжении операции необходимо следить, чтобы обрабатываемая поверхность и приспособление для хонинговки цилиндров орошались достаточным количеством смазывающей жидкости. Как правило, используется керосин или его смесь с маслом.
  3. По завершении операции нужно обязательно очистить двигатель от стружки остатков абразивного материала. Используйте мыльный раствор, чтобы смыть все твердые частицы. Когда стенки высохнут, обработайте их специальным маслом, препятствующим коррозии.
  4. После хонингования рекомендуется дать двигателю некоторое время, чтобы пара цилиндр-поршень приработалась. В этот период следует избегать перегрузок, внимательно следить за качеством и объемом моторного масла.

Чтобы сделать процесс приработки более качественным и щадящим, можно использовать трибосостав Suprotec Active Plus и аналог. Преимущество средства российского производства – лояльная цена. По эксплуатационным характеристикам «Супротек Актив Плюс» не имеет зарубежных аналогов.

Главное преимущество хонинговки своими руками в том, что двигатель не обязательно демонтировать с автомобиля. Это сильно сокращает время выполнения операции. В тоже время следует помнить, что при высокой степени износа цилиндров эта мера не поможет – обязательно нужна расточка, полировка и затем хонингование.

Что такое хонингование цилиндров двигателя

Хонингование мотора это завершающая процедура после выполнения капитального ремонта силового агрегата. Она похожа на притирку и полировку, только по сравнению с ними имеет больше эффективности.

Если посмотреть на поверхность цилиндров после выполнения процедуры, то на ней будут четко видны мелкие риски в виде мелкоячеистой сетки. Большинство современных ДВС проходят такую обработку на заводе.

Мастер должен выполнить хонингование так, чтобы направление, частота и глубина рисунка было максимально выверено. Так как это завершающий этап ремонта двигателя, то его производят уже после основных работ, например, если нужна расточка цилиндров для установки поршней с увеличенным диаметром.

После основных ремонтных работ цилиндр имеет красивую идеально гладкую поверхность. Чтобы нанести нужный рисунок, мастер использует тот же токарный станок, что и при расточке с полировкой, только применяет хон – специальную насадку. Она создает требуемую структуру рисунка с нужной глубиной.

После хонинговки пара поршень-гильза будет требовать меньше времени на притирку, чем просто после ремонтной расточки. Вот какие факторы могут свидетельствовать о необходимости в данной процедуре:

  • Начала падать компрессия (о том, как ее измерить самостоятельно, рассказано отдельно);
  • Мотор начал расходовать больше масла. Помимо снижающегося уровня в поддоне из выхлопной трубы появится синий дым (дополнительно о причинах этого явления также рассказывается в отдельном обзоре);
  • Мощность двигателя заметно снизилась;
  • Плавающие обороты на холостом ходу.

Нельзя с точностью сказать, в какой момент двигатель конкретного автомобиля потребует капитального ремонта (этот вопрос рассматривается через призму капиталки, потому что отдельно хонинговать блок цилиндров экономически не оправдано). На это влияет слишком много переменных, например, стиль езды, какое моторное масло и топливо использует владелец транспортного средства, а также других факторов.

Стоит обратить внимание, что все перечисленные признаки являются косвенными. Каждый из них может свидетельствовать так  же и о других неисправностях в моторе, системе подачи топлива, турбине и т.д

Чаще всего подобные проблемы при исправных сопутствующих системах возникают в машинах с большим пробегом – не менее 100 тысяч. За это время в цилиндропоршневом механизме образуется определенная выработка.

Например, расстояние от стенки цилиндра до маслосъемного кольца увеличивается настолько, что масло уже не способно создать масляный клин. По этой причине смазка остается на поверхности, а при контакте с бензином или дизтопливом растворяется, из-за чего воздушно-топливная смесь содержит посторонние вещества. Сгорая, они образуют сизую копоть.

Помимо неприятного выхлопа автомобиль с подобной проблемой значительно сбавляет в мощности из-за низкой компрессии. При выполнении такта выпуска часть отработанных газов просачиваются между кольцами и стенкой цилиндров, попадают в картер двигателя. Так как водитель будет заставлять силовой агрегат работать в привычном режиме, заметно подскочит расход горючего.

Это лишь некоторые причины, по которым потребуется работа по капитальному ремонту агрегата. Когда мастер будет выполнять все нужные процедуры (расточка цилиндра до соответствующего ремонтного размера), можно попросить сделать и хонинговку.

Что называется хонингованием цилиндров мотора, важность и необходимость проведения этих работ.

Конструктивно, можно провести ремонт двигателя несколько раз.

Проще говоря, когда наступает время капремонта, блок цилиндров растачивается под поршни с кольцами большего диаметра в сравнении с изначальным и так до последнего ремонта.

Дальше или меняется целиком блок или гильзуется старый.

Собственно, по определению, хонингованием цилиндров мотора принято называть окончательную обработку поверхности стенок цилиндра, с использованием специального инструмента (хона) в качестве финишной операции, выполняемой при капремонте мотора.

Чем же обусловлена необходимость и важность хонингования?

Дело в том, что хонингованием существенно уменьшает шероховатость стенок каждого цилиндра в блоке, с целью более эффективного улучшения приработки колец с поршнями.

Более того, в результате таких работ значительно увеличивается эксплуатационный период отремонтированного мотора.

Полезно знать, что двигатель в процессе эксплуатации утрачивает свою первоначальную конфигурацию, и в больше мере это касается цилиндров мотора.

Примечательно, что если изначально они обладают круглой формой, то по истечении определённого времени их форма становится овальной (с эффектом конусности, в том числе).

Кроме того, интенсивная безостановочная работа приводит к образованию царапин и задиров по стенкам цилиндров.

Совокупность всех этих факторов приводит к необходимости выполнения капремонта двигателя.

Примечательно, что цилиндры специалистами при капремонте растачиваются соответственно первому ремонтному размеру.

Также для сохранения правильной формы цилиндров с одновременным достижением минимальной шероховатости и применяется хонингование.

Вообще, хонинговка цилиндров является завершающим обрабатывающим этапом при капремонте мотора.

Стоит отметить, что использование плосковершинного хонингования отличается массой неоспоримых достоинств.

Хотя основная функция хонингования состоит в окончательной обработке цилиндров мотора для последующей эффективной эксплуатации.

Поскольку в итоге хониговки, поршневые кольца цилиндрами мотора прирабатываются быстрее, то и детали мотора изнашиваются меньше, благодаря чему увеличивается эксплуатационный период двигателя.

Ко всему этому хонингованием достигается увеличение компрессии в цилиндрах и продление времени до последующего капремонта мотора.

Источник

Этапы хонингования

Процесс обработки блока цилиндров проходит в два этапа. Черновая обработка, которую осуществляют крупнозернистым абразивом — это первый этап. В это время механизму придают его первоначальную, округлую форму. Второй и заключительный этап — это обточка мелкозернистым абразивом. Хонингование проводится керамическим, или алмазным брусом, который размещен на хонинговальной головке. Хонинговальная головка выполняет вращательные и возвратно-поступательные движения. Этот инструмент обеспечивает максимальную точность выполнения процесса. С помощью мелкозернистых абразивов с поверхности убираются царапины и зазубрины, достигается оптимальная степень шероховатости. Стоит сказать, что для хонингования блока подходит любой абразив, но чтобы обработать цилиндры — нужно использовать бруски с алмазным и керамическим покрытием. К недостаткам керамического хонингования можно отнести быстрый износ абразивов. А вот использование алмазных головок дает возможность существенно понизить затраты и физические усилия в процессе.

После завершения финальной обработки цилиндров их поверхность необходимо очистить от остатков метала и абразивов. Специалисты отмечают, что при алмазном хонинговании остается больше частиц метала, чем при обработке керамическим абразивом. Чтобы очистить поры и впадины от ненужных остатков, используется мойка теплой мыльной водой. А для удаления металлических стружек, цилиндры полируют мягкой абразивной щеткой.

Когда закончен процесс хонингования, большинство специалистов проводят процедуру очистки абразивной пастой. Эта финишная обработка позволяет максимально очистить даже самые мелкие впадины на поверхности, которые не видны невооруженным глазом. Таким образом, специалисты могут добиться идеально гладкой поверхности и придать цилиндрам необходимую форму.

Что лучше, хонингование или шлифовка цилиндров мотора

Любой мотор в процессе эксплуатации подвержен износу. Цилиндры двигателя постепенно меняют свою первоначальную форму, становясь эллипсовидными, овальными, приобретают форму конуса и т.д. На стенках цилиндров появляются задиры, царапины, в отдельных случаях трещины и другие дефекты. Для нормальной эксплуатации таким моторам необходим капитальный ремонт.

Так называемая «капиталка» (капремонт) двигателя зачастую предполагает замену поршней и поршневых колец на ремонтные, восстановительные работы или замену коленвала, а также расточку цилиндров двигателя в ремонтный размер. Для нормальной приработки деталей и более эффективной работы ДВС после ремонта стенки цилиндров должны иметь определенные шероховатости перед окончательной сборкой.  Для этого применяется хонингование.

Также во время ремонта хонинговать можно другие внутренние цилиндрические поверхности. Речь идет о втулках верхней головки шатуна, отверстиях нижней головки шатуна, втулках коромысел клапанного механизма, постели коленвала и других отверстиях. Хонингование цилиндра выгодно отличается от других способов притирки, таких как полировка или притирка стенок цилиндров. Начнем с того, что часто встречающимся понятием применительно к ремонту ДВС является так называемое зеркало цилиндра.

Указанное «зеркало» понимается как абсолютно гладкая поверхность стенок цилиндра двигателя. Такая гладкая поверхность создается в результате шлифования (шлифовки) стенок цилиндра перед сборкой мотора после проведения ремонта.  Также зеркало цилиндра набивается (натирается) в процессе дальнейшей эксплуатации двигателя.

Другими словами, зеркало на стенках цилиндра создается в результате контакта стенок с поршневыми кольцами. По этой причине многие представители «гаражного» ремонта игнорируют процедуру нанесения хона. Основанием для этого является мнение о том, что хон все равно сотрется через несколько тысяч километров пробега, а на стенках цилиндров набьется зеркало. Стоит отметить, что в ряде случаев после нанесения хонинговочной (хонинговальной) сетки на стенки цилиндров рекомендована скорая замена поршневых колец. Данный факт является еще одной причиной, по которой «гаражные» мастера не стремятся выполнять процедуру хонингования и склоняются к шлифовке цилиндра для немедленного получения зеркала.

Теперь о хоне. Хонингование представляет собой тщательную обработку поверхности цилиндра при помощи специнструмента. Результатом профессиональной хонинговки мотора становится быстрая и качественная приработка поршневых колец, более высокая компрессия, уменьшение износа деталей, увеличение моторесурса  и т.д. Параллельно с этим после нанесения хона снижается расход моторного масла на угар, камера сгорания становится более герметичной, что минимизирует прорыв картерных газов и их попадание в картер двигателя. Давайте рассмотрим данный процесс и ответим на вопрос, что такое хонингование цилиндра и зачем необходимо наносить хон.

ХОН ИЛИ ЗЕРКАЛО?

Зеркальную поверхность цилиндра от хона отличает лишь класс чистоты обработки поверхности. Поверья о том, что хон разрушает поршневые кольца, а поэтому для долгой работы двигателя стенки нужно шлифовать в «зеркало», возникли лишь от несоблюдения технологии правильного хонингования.

О выполнении процесса

Как правило, такие операции всегда выполняют двумя этапами, первым всегда будет черновая обработка Для неё нужен специальный хон с крупными зёрнами абразива. Вторым этапом проводится окончательная или финишная обработка поверхности детали, для которой уже нужен другой инструмент, тоже хон, но с мелким абразивом. Сейчас в качестве инструмента для окончательной обработки всё чаще используют алмазный абразив. Он позволяет снизить итоговую стоимость хонингования, а также продлевает срок службы инструмента.

Иногда специалистами проводится ещё одна операция, которая может быть финишной чисткой абразивной пастой. С её помощью удаляются «остатки» от ранее выполненного хонингования мелкие погрешности.

После этого получают ещё более гладкую стенку обрабатываемого цилиндра. Последней операцией должна быть мойка двигателя для удаления остатков абразивных паст и полировки.

В специализированных мастерских такую операцию проводят на специальных станках. Но некоторые умельцы выполняют её самостоятельно. Для её выполнения нужно иметь хон, электрическую дрель, масло для хонингования, ветошь. Хон сжимают руками и вводят в обрабатываемый цилиндр. После этого включают дрель, и выполняют процесс. В остальном цикл похож на работу на станке.

Мы постарались рассказать доступными словами об этом процессе. Что такое хонингование цилиндров теперь будет известно всем, кто прочитал статью до конца. В заключение хочется сказать, что если использовать качественное моторное масло и фильтр, своевременно проводить все работы по обслуживанию, эту операцию можно отодвинуть на неопределённый период.

Подготовка автомобиля к мойке двигателя

Чтобы качественно отмыть подкапотное пространство от моторного масла, необходимо выполнить определенные подготовительные мероприятия:

  • автомобиль помещают в гараж – закончив с процедурой, владелец должен позволить двигателю высохнуть, а это значит, что заводить машину нельзя как минимум двенадцать часов, а лучше и целые сутки;
  • предварительно проверяют электропроводку – очистка двигателя невозможна, если провода оголены, есть пробоины или трещины, куда может попасть влага или моечный препарат;
  • подготавливают инструменты – нужны щетки разного размера, емкость для воды, скотч, полиэтилен, моечный аппарат и средства для очистки;
  • силовой агрегат охлаждают до пятидесяти градусов, а если авто стояло, то немного прогревают;
  • клеммы аккумулятора сбрасывают;
  • места, которым повредит влажность, аккуратно закрывают полиэтиленом, закрепляя последний скотчем. Особенно это касается датчика холостого хода.

Тщательность и внимательность – секрет успеха. По окончанию подготовительного этапа автовладелец готов перейти непосредственно к мойке.

Виды отделочной обработки полирование

Существует несколько типов отделочной обработки:

  1. Шлифование — метод обработки материала с помощью режущего абразивного инструмента. Обрабатываемая поверхность бывает фасонной, цилиндрической, конической и так далее.
  2. Притирка (доводка).
  3. Хонингование.
  4. Суперфиниширование.
  5. Полирование — отделочная операция, применяемая для придания поверхности металлического блеска, повышения внешней красоты и долговечности, либо как подготовительное мероприятие перед никелированием, хромированием и другими покрытиями.

  6. Ультразвуковая обработка.
  7. Электроискровая обработка.
  8. Светолучевая обработка металлов.

Инструкция по тюнингу ГБЦ

Наиболее эффективным методом повышения мощности мотора с поршнем считается тюнинг ГБЦ.

Для проведения тюнинга ГБЦ своими руками понадобится следующий набор инструментов:

  1. Фрез шаровой, который полностью будет подходить диаметру самой расточки;
  2. Бумага наждачного типа;
  3. Строительная дрель;
  4. Специальные шарошки;
  5. Штангенциркуль;
  6. Рабочий шланг небольшого диаметра.

При смещении полки вращательного элемента в наиболее высокие оборотные каналы можно получить нормальное повышение мощности, которое будет пропорционально росту полных оборотов. Вращательный элемент функционирует на основе 2-х базовых факторов – объёма работы, а также коэффициента заполнения цилиндров. В случае если объём рабочей силы был уже повышен до предельного уровня, то придётся разбираться с особенностями наполнения. Здесь придётся воспользоваться спортивными распредвалами, которые имеют увеличенные клапанные подъёмы, а также расширенными этапами входа и выхода.

Следующим этапом тюнинга ГБЦ является стыковка основных коллекторов. Прежде всего, необходимо ликвидировать «лесенки», образующие в канальном отверстии различные завихрения, что становится в результате причиной неправильных стыковок и торможения основного потока. В процессе удаления дефектов нужно также доработать прокладки, активируемые коллектором. Перед тем как удалить участки нестыковок, рекомендуется осуществить стыковку коллектора и штифтов. Это нужно сделать, потому что коллекторное крепление на многих двигателях может вызвать определённое смещение ГБЦ и плоскостей. Два штифта нужно будет разместить с обоих краёв коллектора. Далее находим участок, где можно просверлить отверстие и вставить штифт. На него сажается коллектор, и работа принимает готовый вид.

Потом в дело идут фрезы шаровые. Ими обрабатываются каналы. Нужно достичь того, чтобы канальный изгиб приобрел наиболее плавную форму. У поверхности должна присутствовать некоторая шероховатость, потому как это положительным образом оказывает влияние на то, как быстро испаряется бензин с поверхности канальных стенок. Элементы втулок направляющего типа тоже должны подвергаться тюнингу, чтобы снизить частоту помех, которые они создают. Втулки обычно стачиваются, чтобы снизить ресурс на моторах форсированного типа. Для сёдел и клапанов снижается вес, а также увеличивается способность пропускного типа. Для нормальной работы отсека сгорания улучшается наполнение основного цилиндра и предотвращается возможность детонации.

Автосервис Гранат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector