Москвич-401-20 (м-401-20)
Содержание:
- Содержание
- Как заменить предохранитель
- Применение
- Предыстория
- Технические характеристики Москвич-401-420 М-401-420
- Ремонт технической части
- Дизайн и конструкция
- Кузов
- Подбор электродвигателя
- Продажа Chevrolet Aveo 2007 в России
- Технические характеристики
- Москвич 400-422 деревянный фургон
- Москвич 444
- Конструкция
- Варианты прототипа двигателя М-40 [ | ]
- Продажа Chevrolet Aveo в Санкт-Петербурге
- Кузов и салон
- Какой привод предпочесть
- Тюнинг
- Конструкция
- Примечания
- Основные модификации
- Гоночный Москвич-404 Спорт 1954-1962 г.
- Немного истории
Содержание
Как заменить предохранитель
Замена предохранителя, находящегося на центральной панели автомобиля:
- Подденьте крышку блока плоским жалом отвертки. Делайте это аккуратно, чтобы не поцарапать пластик.
- Достаньте пластиковые щипцы. Если их нет рядом с элементами цепи, то поищите их в блоке, расположенном в моторном отсеке.
- Выньте предохранитель из блока.
- Осмотрите металлическую перемычку по инструкции, которая была представлена ранее.
- Установите новый элемент цепи с тем же показателем тока и того же размера в освободившийся разъем в блоке.
- Зафиксируйте щипцы в том же месте, откуда достали их.
- Захлопните крышку блока, проверьте надежность ее фиксации.
Замена элемента цепи в блоке, установленном под капотом, проходит по той же инструкции.
Применение
Предыстория
Массовое производство легковых автомобилей в СССР началось в 1930 годы с моделей среднего и большого литража, выпускавшихся Горьковским автозаводом и московским Заводом имени Сталина. Это были сравнительно крупные автомобили, с достаточно мощными двигателями большого рабочего объёма. Они широко использовались в народном хозяйстве страны, в такси (в том числе ЗИСы), их получали по распределению или приобретали различные государственные и общественные организации, но в широкой розничной продаже они никогда не находились. Немногочисленные автовладельцы-«частники» тех лет приобретали новые автомобили через профсоюзные организации, либо списанные из государственных и общественных организаций — через комиссионные магазины. Некоторое количество автомобилей было также импортировано частными лицами из-за рубежа и получено гражданами в виде ценных подарков за разного рода заслуги или, например, в качестве выигрыша в государственной лотерее, — во всяком случае, в качестве одного из призов значился даже роскошный представительский ЗИС-101. Но в целом — какой-либо особо заметной роли в транспортной системе страны автомобиль «индивидуального пользования» ещё не играл.
Так или иначе, к концу 1930-х годов, на фоне развернувшейся к тому времени массовой автомобилизации в странах Запада, руководство страны стало понимать, что один лишь общественный транспорт не сможет полноценно обеспечивать потребности общества. Кроме того, личный автомобиль рассматривался в качестве хорошего средства мотивации и поощрения, а также подготовки квалифицированных кадров водителей для народного хозяйства и вооружённых сил на случай войны. Так возник интерес к созданию сравнительно доступного и недорогого в производстве «малолитражного» автомобиля, который был бы предназначен преимущественно для продажи населению в личное пользование, что совпало с накоплением к тому времени в советской промышленности необходимого для массового производства такого рода автомобилей потенциала (более ранние проекты «малолитражек», такие, как НАМИ-1 и НАТИ-2, не могли быть реализованы как раз ввиду отсутствия в те годы необходимых производственных мощностей и опыта крупносерийного выпуска автотранспорта). Основные характеристики будущего автомобиля были утверждены Постановлением экономического совета при Совнаркоме СССР от 5 марта 1939 года.
Ещё в предвоенные годы на московском заводе имени Коммунистического Интернационала молодёжи (КИМ) с участием специалистов НАМИ и ГАЗ была разработана «малолитражка» КИМ-10. Главным прообразом для неё выступила недорогая, но достаточно современная и технологичная в массовом производстве британская модель Ford Prefect, имевшая много общих конструктивных элементов с уже освоенными на Горьковского заводе американскими «Фордами». Дизайн, бывший вполне современным для малолитражки 1940 года, был создан горьковским дизайнером Валентином Бродским. В 1940 году началось малосерийное производство КИМ-10-50 (двухдверный седан) и КИМ-10-51 (двухдверный кабриолет, по иной терминологии — фаэтон). Параллельно был разработан КИМ-10-52 — вариант с кузовом «четырёхдверный седан», более практичный в советских условиях, который серийно не выпускался. Было выпущено всего около 450 экземпляров всех вариантов КИМ-10. Поступившая в мае в продажу партия была раскуплена к началу войны (по другим данным, автомобиль никогда официально не поступал в продажу). В октябре 1941 года завод им. КИМ был эвакуирован на Урал. Впоследствии, в ходе
Битвы за Москву и эвакуации, многие элементы производственной оснастки и документации для выпуска малолитражки были утрачены, поэтому после войны её выпуск возобновлён не был.
Технические характеристики Москвич-401-420 М-401-420
Тип кузова | Седан |
Число мест (включая место водителя) и вес перевозимого груза, кг | 4 |
Вес автомобиля, кг: 780 | |
без нагрузки | 855 |
с полной нагрузкой | 1155 |
Распределение веса снаряженного автомобиля с максимальной по осям, %: | |
на переднюю ось | 47 |
на заднюю ось | 53 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина | 3855 |
ширина | 1400 |
высота (в ненагруженном состоянии) | 1555 |
База, мм | 2340 |
Колея колес на плоскости дороги, мм | |
передних | 1105 |
задних | 1168 |
Наименьшее расстояние от плоскости дороги до низших точек шасси при полной нагрузке и нормальном давлении воздуха в шинах, мм: | |
до поперечины передней подвески | 200 |
до картера заднего моста | 200 |
Наименьший радиус поворота по следу переднего колеса, м: 6 | |
Углу въезда (с полной нагрузкой) | |
передний | 36 гр.30 мин. |
задний | 18 гр. |
Наибольшая скорость на горизонтальном, ровном участке автомобильной дороги при полной нагрузке (в летнее время), км/ч | 90 |
Топливо | Бензин А66 (ГОСТ 2084-67) |
Контрольный расход топлива летом, движущегося с полной нагрузкой при постоянной скорости 30-50 км/ч на горизонтальном и ровном участке автомобильной дороги л/100 км | 8 |
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км | 9 |
Кузов | |
Тип и конструкция | Закрытый, цельнометаллический, несущий |
Число дверей | 4 |
Оборудование кузова | Два вещевых ящика, ящик для инструмента, противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, коврики |
Двигатель | |
Модель | 401 |
Тип | Нижнеклапанный |
Число цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 67,5 |
Ход поршня, мм | 75 |
Рабочий объем, л | 1,07 |
Степень сжатия | 6,27 |
Максимальная мощность, л.с. | 26 при 4000 об/мин |
Максимальный крутящий момент, кГм | 5,8 при 2200 об/мин |
Минимальный удельный расход топлива, г/э, л.с.ч. | 290 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Система питания: | |
карбюратор | К-25А |
топливный насос | Диафрагменный, с отстойником в голове, с рычагом для ручной подкачки |
Трансмиссия | |
Сцепление | Однодисковое, с сухое, с гасителем крутильных колебаний, привод включения — механический |
Коробка передач | Трехступенчатая, с синхронизаторами для второй и третьей передач |
Передаточные числа коробки передач: | |
первой передачи | 3,53 |
второй передачи | 1,74 |
третьей передачи | 1 |
заднего хода | 4,61 |
Карданный вал | Открытого типа, трубчатый |
Карданные шарниры | Два, с игольчатыми подшипниками: скользящее соединение в удлинителе коробки передач |
Главная передача | Конические шестерни со спиральным зубом |
Передаточное число | 5,14 |
Полуоси | Полуразгруженного типа, фланцевые |
Ходовая часть | |
Подвеска передних колес | Независимая, пружинная, с продольными рычагами |
Подвеска задних колес | На двух продольных полуэллиптических рессорах |
Амортизаторы передней и задней подвесок | Гидравлические, одностороннего действия, рычажные |
Колеса | 3.00 Д.-16″ |
Шины | 5.00-16″ |
Рулевое управление | |
Рулевой механизм | Глобоидальный червяк с трехзубым сектором |
Передаточное число | 15 |
Рулевое колесо | С тремя спицами |
Диаметр рулевого колеса, мм | 400 |
Рулевая трапеция | Двухзвенная |
Тормоза | |
Ножной тормоз | Колодочный, с гидравлическим приводом на все колеса |
Ручной тормоз (стояночный) | С тросовым приводом на задние колеса |
Тормозные барабаны передних и задних колес | Неразъемные со ступицами колес |
Диаметр главного и колесных тормозных цилиндров, мм | Главный — 26, колесные: передние — 27, задние — 25 |
Электрооборудование | |
Система проводки | Однопроводная, плюс соединен с массой |
Номинальное напряжение в сети, в | 6 |
Аккумуляторная батарея | 3-СТ-60 |
Катушка зажигания | Б3-А |
Распределитель зажигания | Р34 |
Свечи зажигания | А11У |
Генератор | Г29 |
Реле-регулятор | РР29 |
Стартер | СТ28-Б |
Фары | ФГ5-А1 |
Радиоприемник | Нет |
Антенна | Нет |
Заправочные емкости, л | |
Топливного бака | 31 |
Системы охлаждения двигателя (с отопителем кузова) | 6 |
Системы смазки двигателя | 3,3 |
Воздушного фильтра (ванны) | 0,45 |
Картера коробки передач (с удлинителем) | 0,45 |
Картера заднего моста | 0,90 |
Картера рулевого механизма | 0,13 |
Система гидравлического привода тормозов | 0,5 |
Ремонт технической части
«Родной» двигатель «Москвич-401» отремонтировать вряд ли удастся из-за отсутствия запчастей. К примеру, клапана «Москвич-401» уже не найти, поэтому придется подыскивать подходящие и переделывать ГБЦ. В общем, ремонт двигателя «Москвич-401» может оказаться просто нецелесообразным.
ремонт двигателя москвич 401
Но вполне возможно его заменить. Самый простой способ – использовать силовую установку М-408 от более поздних версий «Москвича» — 408 и 412, найти который не составит труда. К тому же он мощнее – 50 л. с. Радиатор же на «Москвич-401» можно взять от версии 412.
При этом, чтобы улучшить систему питания мотора, лучше вместо «родного» карбюратора установить ВАЗовский (от ВАЗ-2108). Также от этого авто можно позаимствовать и глушитель системы отвода выхлопных газов.
новый радиатор на москвиче 401
Помимо силового агрегата от этих автомобилей можно также использовать сцепление и коробку передач. Сложнее ситуация будет обстоять с карданным валом. Если «родной» вал восстановить не получиться, то его можно также взять от более поздних версий, но придется его несколько переделывать – укорачивать, после чего балансировать.
Что касается ходовой части, то здесь тоже придется решать проблемы. В первую очередь это будет касаться подвески. Хотя и здесь можно воспользоваться элементами от более поздних версий.
Аналоговые диски «Москвич-401» в продаже не найти. Поэтому придется переделывать ступицы под современные, к примеру – от BMW 520.
Дизайн и конструкция
Совсем иначе дело обстояло с двигателем, который был модернизирован. В результате изменения головки блока цилиндров, а так же увеличения степени сжатия до 6.2 единиц, мощность двигателя возросла с 23 до 26 лошадиных сил — мелочь, а приятно. Двигатель Москвич-401 был способен разогнать автомобиль весом чуть менее тонны до скорости 90 километров в час, при этом работая на бензине марки А66. Кузов автомобиля был усилен во многих местах, площадка для аккумулятора была частично утоплена в моторный щит, в старом варианте 400-го Москвича, она приваривалась консольно.
Так же Москвич-401 получил новую коробку переключения передач, с рычагом на рулевой колонке. Был оборудован реле-генератором, которым 400го начали снабжать только с 1952 года, с его помощью ток регулировался путем перемещения щетки генератора в зависимости от сезона.
Кузов
Москвич отличался тем, что он имел несущий кузов, в то время, как его современники имели рамный кузов. Это позволило достичь довольно скромного веса (855 килограмм) при полной массе 1 155 кг. В послевоенное время у Советского Союза существовали немалые трудности с числом стального проката и с его уровнем качества. Из-за того, что было невозможно производить достаточное количество массивных листов крыши, создавались кабриолеты, которые отличались от седанов лишь отсутствием крыши из металла.
Москвич-400-420А
Весьма странно, что кабриолеты, у которых был брезентовый верх, оценивались дешевле. Хотя, все логично – сталь дороже брезента. Подобные кузова стали производиться, начиная с 1949 года. Нельзя сказать, что они были популярными, поэтому, спустя 5 лет (в 1954 году), их решили не производить. Как раз в тот момент получилось наладить производство панелей крыши. Транспортное средство получило наименование 400-420А. Фото машины сохранились до наших дней.
Общее устройство машины
400-й Москвич имеет багажное отделение небольшого размера, а вот крышки багажника, как в стандартных современных седановских автомобилях, нет. Доступ к нему есть лишь сквозь откинутую спинку дивана, которая установлена сзади. С начала двадцатого века было принято считать, что перевозить багаж в легковой машине нет смысла, а для ручных кладей хватает и подобной скромной вариации. Дверные петли внешние. Если их регулярно не смазывать, то они очень скоро начнут разбалтываться и выйдут из строя. Все стекла, куда можно отнести и ветровое – прямого типа. Гнуть стекла так, дабы они не искривляли видимость, на тот момент не получалось. Производить плоские стекла было намного выгоднее, а транспортировать их — намного удобнее.
Пикап Москвич-400
Площадь остекления достаточно скромная, поэтому иногда создается ощущение, будто находишься в танке. Но, невзирая на все это, машина имеет достаточно хорошую обзорность. Если мы заговорили уже об обзорности, то стоит упомянуть, что установленное зеркало в салоне является единственным. Да и оно само такое небольшое, что в нем трудно что-то разглядеть. Боковых по конструкции не было предусмотрено, что, в принципе, достаточно типично легковых автомобилей тех времен. Как мы уже говорили выше, стеклоочистители работали от силового агрегата с помощью гибкого вала отбора мощности. Такой себе тросик, смахивающий на трос спидометра. Поэтому скорость функционирования стеклоочистителей равнялась прямо пропорционально количеству оборотов мотора, что довольно неплохо, ведь чем больше скорость, тем чаще необходимо ими работать. Получается, что стоял такой себе датчик дождя механического действия.
Седан Москвич-400 вид сзади
Однако, тут не обошлось без ложки дегтя, ведь как только автомобиль медленно двигался, если шел большой дождь стеклоочистители не справлялись со своей работой. Капот состоял из пары половинок, каждая из каких открывалась вбок. Данный подход можно назвать довольно удобным, так как доступ к важнейшим устройствам, какие располагаются внизу подкапотного пространства, облегчен. Например, в Жигули, чтобы пробраться к бензиновому насосу, необходимо стать в позу дачного работника, который пропалывает редиску, а на Москвиче здесь все рядом.
Подбор электродвигателя
Качество работы современного электропривода во многом определяется правильным выбором используемого электрического двигателя, что в свою очередь обеспечивает продолжительную надёжную работу электропривода и высокую эффективность технологических и производственных процессов в промышленности, на транспорте, в строительстве и других областях.
При выборе электрического двигателя для привода производственного механизма руководствуются следующими рекомендациями:
- Исходя из технологических требований, производят выбор электрического двигателя по его техническим характеристикам (по роду тока, номинальным напряжению и мощности, частоте вращения, виду механической характеристики, продолжительности включения, перегрузочной способности, пусковым, регулировочным и тормозным свойствами др.), а также конструктивное исполнение двигателя по способу монтажа и крепления.
- Исходя из экономических соображений, выбирают наиболее простой, экономичный и надёжный в эксплуатации двигатель, не требующий высоких эксплуатационных расходов и имеющий наименьшие габариты, массу и стоимость.
- Исходя из условий окружающей среды, в которых будет работать двигатель, а также из требований безопасности работы во взрывоопасной среде, выбирают конструктивное исполнение двигателя по способу защиты.
Правильный выбор типа, исполнения и мощности электрического двигателя определяет не только безопасность, надёжность и экономичность работы и длительность срока службы двигателя, но и технико-экономические показатели всего электропривода в целом.
Продажа Chevrolet Aveo 2007 в России
Технические характеристики
«МЗМА-400/420» и «МЗМА-401/420» (данные для «МЗМА-401» даны в скобках)
Несущий кузов, 4 × 2: 4-местный 4-дверный седан 420, 4-дверный кабриолет 420А, 3-дверный деревянный фургон 422, 2-дверный пикап 420Б, 2-дверный цельнометаллический фургон 420Б, 2-дверный фургон с отдельным кузовом 420Б (как ИЖ-2715), санитарный 420М, аэродромный пусковой двигатель АПА-7 (шасси 400-420Э), экспериментальный 5-дверный деревянный универсал 421.
Двигатель автомобиля «Москвич-401»
Электрооборудование:
- Аккумуляторная батарея: 3-СТЭ-65, 6 В, ёмкость батареи — 65 Ач.
- Тип и мощность генератора: Г28, 100 Вт.
- Тип и мощность стартера: СТ-28; 0,6 л. с.
- Свечи зажигания: НА-11/10А, СП. М14×1,25; зазор между электродами: 0,60 — 0,70 мм.
- Схождение колёс: 1,5-2,5 мм; развал колёс: 42′; угол наклона поворотного шкворня вбок: 7°; вперёд: 0°.
- Радиус поворота: 6,00 м.
- Углы въезда: передний 35°, задний — 23°.
- Сцепление: сухое однодисковое. Свободный ход педали сцепления: 18-24 мм.
- Передняя подвеска: типа «Дюбонне», независимая, шкворневая, 2 гидравлических амортизатора одностороннего действия.
- Задняя подвеска: на двух продольных полуэллиптических рессорах, 2 гидравлических амортизатора одностороннего действия.
- Гидравлические колодочные тормоза на все колёса.
- Размер шин: 4,50-16 или 5,00-16 дюймов.
- Давление в шинах (кг/см2): передних — 2,00 или 1,75, задних — 2,30 или 2,00.
- Зазор между толкателем и стержнем клапана: впускного — 0,15 — 0,17 мм, выпускного — 0,20 — 0,22 мм.
- Ёмкость системы охлаждения: 6,0 л.
- Ёмкость масляных картеров: двигатель — 2,7 л (с масляным фильтром — 3,3 л); коробка передач — 0,4 л; задний мост — 0,9 л.
Москвич 400-422 деревянный фургон
Легковые машины с деревянными кузовами — это целый пласт автомобильной истории.
Такие автомобили были популярны не только в США, где их ласково называли woody (от английского wood — дерево), но и в Англии,
в Германии, в Италии. Однако на послевоенном МЗМА к дереву обратились не от хорошей жизни: стального проката и впрямь
катастрофически не хватало, поскольку комбинат Запорожсталь, основной поставщик автомобильного металла, еще не был восстановлен.
Дело усугублялось тем, что на МЗМА тогда не было собственного прессового производства, и кузовные панели для Москвичей
штамповали на Заводе имени Сталина (ныне АМО ЗИЛ).
Москвич 444
Первый автомобиль этой модели сошел с конвейера в 1957 году. Своим внешним видом и конструкцией агрегатов машина обязана «итальянцу» FIAT – 600. Ранние образцы авто оснащались двухцилиндровым мотором МД 65, имевшим объем 650 см3. Впоследствии «Москвич 444» планировалось оборудовать более мощным V-образным двигателем объемом 745 см3, но он пошел в серию уже на другой модели.
Несколько опытных образцов с опускающимися стеклами и отражателями на задних фонарях были собраны в начале 1959 года. Тогда же конструкторы МЗМА, совместно с проектировщиками Запорожского автозавода, стали готовить выпуск машины в серию. Позднее чертежи и вся проектная документация по автомобилю были переданы украинским инженерам, а модель увидела свет под всем известным именем «Запорожец ЗАЗ 965».
Конструкция
М-401 представляет собой V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный двигатель жидкостного охлаждения. Наддув в модификации М-401 обеспечивается газотурбинным агрегатом, использующем для работы выхлопные газы, с приводом на два турбокомпрессора. В качестве топлива используется дизельное топливо. Цилиндры двигателя имеют большие размеры (диаметр 180 мм, ход поршня 200 мм), и высокую степень сжатия = 13,5. Масса двигателя — 1170 кг.
Конструкция дизельного двигателя устаревшая, 1930-х годов, а потому не очень долговечная и надежная. Дальнейшее совершенствование дизелей семейства М-400 заходит в тупик в связи с несовершенством конструкции и большого объёма (61 литр).
Варианты прототипа двигателя М-40 [ | ]
- М50-Т — задросселированный вариант АЧ-30 с турбонаддувом для торпедных катеров мощностью 1050 л. с. Применялся также на первых сериях речных судов «Заря» и «Ракета».
- ТД-30Б — танковый дизельный двигатель разработан в 1946—1947 годах на основе АЧ-30Б. Прошёл успешные стендовые и ходовые испытания на танках «КВ». Внедрён в серийное производство в 1948 году. Изготовлено более 500 двигателей ТД-30Б.
- М-850 — модификация М50-Т мощностью 1090 л. с. для опытного тяжёлого танка Объект 277.
- М400 мощностью 800 л. с. и М-401 (с турбонаддувом) мощностью 1000 л. с. устанавливались на скоростных судах «Заря», «Ракета», «Восход», «Метеор», «Комета».
Продажа Chevrolet Aveo в Санкт-Петербурге
Кузов и салон
Закончив с технической частью – силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью, можно приступать к восстановлению внешнего вида и салона.
В первую очередь проводятся кузовные работы – имеющие дефекты на кузове восстанавливаются путем восстановления геометрии поверхностей, грунтовки. После проводиться шпатлевание и покраска. Здесь уже можно проявлять фантазию и окрасить машину в какие-то оригинальные цвета, а также декорировать внешность молдингами, нанесением узоров и прочее.
кузов москвич 401
Если «родная» оптика пришла в негодность, ее можно заменить фарами от ВАЗ-2101. Но при этом лучше приобретать тюнинговые изделия, в которых используются галогеновые осветительные элементы. Что касается подворотников, то их можно взять от старого внедорожника УАЗ-69. С боковыми зеркалами проблем не возникнет, поскольку выбор их – значительный и подходящий вариант найти будет не трудно. То же касается и дворников.
Салон тоже можно преобразить по-разному. Сначала следует подобрать материалы отделки. К примеру, вполне подойдут материалы, используемые в ВАЗ. Хотя при желании запросто можно отделать салон дорогостоящей отделкой и обшивкой.
салон москвича 401
Сиденья можно оставить как родные, но их придется реставрировать или же установить их от других авто.
Приборную доску желательно оставить винтажной, только поменять приборы, которые подойдут от «Москвич-408». А саму переднюю панель покрыть декоративными отделочными материалами или кожей. Останется только подобрать место под аудиосистему.
В общем, при желании можно из старинного «Москвич-401» сделать вполне себе современный автомобиль, который будет «обернут в раритетную обертку». Но стоит отметить, что сильно увлекаться украшением авто современными изделия тоже не следует, иначе можно испортить внешность и сделать ее нелепой.
Багажник, поскольку объем его небольшой, можно приспособить под нишу для сабвуфера и акустических колонок.
Такая машина всегда будет выделяться из общего потока и привлекать к себе больше количество восхищенных взоров.
Какой привод предпочесть
НО! Все эти рассуждения насчет привода на сегодняшний день, по большому счету, бессмысленны, поскольку большинство современных автомобилей оснащаются множеством систем стабилизации, и если сесть за руль заднеприводного BMW, то можно сразу же почувствовать насколько приятно им управлять и как предсказуемо он себя ведет в сложных дорожных условиях в отличии от ВАЗ Калина с передним приводом, к примеру.
Поэтому, отвечая на вопрос, какой привод лучше, приходится констатировать, что не существует лучшего привода. Нужно учиться хорошо управлять автомобилем и чувствовать его поведение на дороге. Быть внимательным за рулем и вовремя реагировать на изменение дорожного покрытия и дорожной ситуации в целом.
Тюнинг
Для доработки целесообразнее использовать моторы, оснащенные компрессором Eaton M45 в заводских условиях. Для улучшения интенсивности наддува требуется повысить частоту вращения роторов нагнетателя. Для этого устанавливаются доработанные приводные шкивы, одновременно заменяется прошивка в блоке управления двигателем, которая обеспечивает увеличенную подачу топлива.
Доработка позволяет довести мощность 2-литрового агрегата до 200-210 л. с. без снижения моторесурса. Установка выхлопных магистралей с уменьшенным сопротивлением позволит поднять мощность еще на 5-7 л. с. Применение турбокомпрессора требует переделки всей системы впуска и поршневой группы, что экономически нецелесообразно.
Доработка атмосферных вариантов заключается в перепрошивке контроллера и замене выпускного трубопровода. Другие доработки требуют переделки всей конструкции мотора, поэтому рекомендуется приобретение контрактного силового агрегата с улучшенными параметрами.
0-200 км/ч (C230 Kompressor W202) после тюнинга
Конструкция
Работа пятицилиндрового звездообразного двигателя Поршневой пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения с радиальным расположением цилиндров. Конструкция его была довольно оригинальна, в частности, привод к клапанам производился не от центральной кулачковой шайбы, как в большинстве звездообразных моторов, а от отдельных для каждого цилиндра кулачковых валиков. Также было применено новое в то время резьбовое соединение литой алюминиевой головки цилиндра со стальной гильзой. К недостаткам можно было отнести применение подшипников качения для главного шатуна, что привело к низкому ресурсу (порядка 50 часов у первых двигателей). В 1927 году серийное производство передали на Государственный авиа, Запорожье, Украина), где в июле 1930 г. был организован опытно-конструкторский отдел под руководством А. С. Назарова, который проделал большую работу по совершенствованию двигателя: был переработан полностью кривошипно-шатунный механизм на подшипники скольжения, проведены изменения в цилиндро-поршневой группе, значительно усовершенствована технология производства и сборки мотора и др. Ресурс мотора непрерывно увеличивался: в 1932 году ресурс составлял 200 часов, в 1936 году — уже 400 часов. Серийно М-11 изготавливался до 1952 года. Всего было выпущено более 50 тыс. двигателей. В 1959 году вышел приказ о полном списании с эксплуатации в клубах и школах ДОСААФ двигателя М-11 и его модификаций.
Примечания
Основные модификации
Отреставрированный деревянный фургон 400—422.
- МЗМА-400-420 (1946—1954) — четырёхдверный седан;
- МЗМА-400-420А (1949—1954) — четырёхдверный кабриоседан (кузов с открытым верхом, но сохраняющий боковины и рамки дверей со стёклами);
- МЗМА-400-420Б — модель с ручным управлением для инвалидов;
- МЗМА-400-422 (1948—1956) — фургон с деревянным каркасом кузова;
- МЗМА-400-420К — шасси для установки изотермических кузовов различной конструкции;
- МЗМА-400-420М — для медицинской помощи на дому, от 400-420 отличался только опознавательными знаками;
- МЗМА-401-420 (1954—1956) — модернизированный седан;
- МЗМА-401-420Б — модернизированная инвалидная модификация седана;
- МЗМА-401-422 (1954—1956) — деревометаллический фургон;
- АПА — 7
Всего выпущено: 216 006 седанов, 17 742 кабриолета, 11 129 фургонов, соответственно 422 и 2562 пикапов и фургонов 420Б.
Салон кабриолимузина 400—420А. Видны сохраняющиеся боковины крыши и рамки дверей.
Любопытно, что на базе первого «Москвича» одно время выпускались кабриолимузины — по немецкому образцу, там такие кузова пользовались в довоенные годы популярностью и имелись в модельных рядах многих производителей, в том числе — и «Опеля», а после войны нередко выпускались в виде конверсий серийных автомобилей силами небольших кузовных ателье. Правда, оригинальный кабриолимузин Opel Kadett имел две двери, а советский был спроектирован заново уже на базе четырёхдверного седана.
Однако, даже несмотря на предпринятое для стимулирования спроса беспрецедентное для послевоенных лет снижение розничной стоимости открытого кузова по сравнению с закрытым (на самом деле кабриолет на базе закрытого автомобиля, тем более — с несущим кузовом, обходится в производстве намного дороже, и поэтому стоимость таких автомобилей всегда выше, чем у аналогичных с закрытым кузовом), советские автомобилисты не спешили приобретать кабриолеты ввиду их явной непрактичности в климате большей части страны — относительно велик спрос на них был лишь в южных республиках Союза.
Многие кабриолеты были впоследствии переделаны в обычные закрытые кузова путём приваривания крыши. Удивительно, но в последние годы наблюдается строго противоположная тенденция — у сохранившихся обычных «Москвичей» нечестные торговцы спиливают крыши, чтобы выдать их за уцелевшие кабриолимузины. На самом деле же, в настоящее время комплектных заводских кабриолетов «Москвич» по всему миру насчитываются единицы.
В СССР использование дерева в конструкции легкового автомобиля рассматривалось исключительно в качестве временной меры, связанной с нехваткой стального проката в первое послевоенное десятилетие. Как следствие, кузов автомобиля имел сугубо утилитарную конструкцию и отделку, а сам «Москвич-401-422» в основном эксплуатировался в качестве развозного фургона различными торговыми организациями. Причём выпускался он в двух модификациях с одинаковым индексом. Первым вариантом был фургон «общего пользования», к особенностям которого можно отнести остеклённые створки задних дверей, наличие только нижней половины перегородки в салоне и расположение запасного колеса под полом грузового отсека. Второй вариант предназначался для перевозки хлеба, скоропортящихся продуктов и медикаментов. Запасное колесо у него находилось в кабине, за спинкой пассажирского сиденья, была перегородка высотой до потолка и неостеклённые задние створки.
Опытные варианты
Экспериментальный вариант модернизации
- МЗМА-400-421 (1948—1950) — универсал, изготовлено несколько опытных экземпляров.
- МЗМА-Э403-424 (1949) — экспериментальный седан, построен небольшой опытной партией. Отличался изменённым оформлением, капотом аллигаторного типа, установлен двигатель «Москвич-403» (не путать с серийным «Москвичом-403» конца 1950-х — начала 1960-х годов).
- Пикап — вскоре после выпуска 400-го семейства непосредственно на МЗМА, возможно, на шасси «Москвич-400-420К» было изготовлено несколько вариантов пикапов (существовало не менее трех разновидностей, в том числе одна, предназначенная для работы с прицепом). Однако в серию он не пошёл. По некоторым сведениям, эта модель должна была получить индекс «420Б», но, ввиду отказа от планов её серийного производства, индекс «Б» впоследствии был присвоен модификации с ручным управлением.
Гоночный Москвич-404 Спорт 1954-1962 г.
Москвич-404 Спорт был разработан специалистами «МЗМА» в 1954 году, это был экспериментальный спортивный родстер с низким кузовом и улучшенной аэродинамикой, за счет меньшей площади лобового сопротивления. Спорткар, который не имел ни одной двери, комплектовался новым по тем временам верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой. Этот двигатель объемом 1074 см3 и мощностью 58 лошадиных сил мог развивать скорость до 147 км/ч.
Спортивный автомобиль, сконструированный И. А. Гладилиным и построенный в 1954 г. в единственном экземпляре на базе узлов и агрегатов серийной модели «-401». На серийную нижнюю часть несущего кузова с лонжеронами подрамника был установлен открытый двухместный кузов из стального листа. От модели «-401» практически без изменений были позаимствованы также подвески передних и задних колес, тормоза, рулевое управление, коробка передач и сцепление. Двигатель — экспериментальный верхнеклапанный модели «-404» с полусферическими камерами сгорания и четырьмя мотоциклетными карбюраторами. Индекс «-404-Спорт», под которым известен этот автомобиль, является условным — в заводской документации и литературе он не носил никакого определенного обозначения.
В 1957 году Москвич-404-Спорт получил новый 4-х карбюраторный двигатель объемом 1358 см3, с измененной выпускной системой. При этом его мощность увеличилась до 70 лошадиных сил, а максимальная скорость составляла 156 км/ч. В 1959 году после очередной модернизации автомобиль получил 4-ступенчатую коробку передач, шины меньшего размера и дуги безопасности водителя. В начале 1962 года была заменена передняя подвеска, поставили пружинную, как у серийной модели 407-го Москвича, ипоидный задний мост и 13-дюймовые колеса.
В 1957-1959 гг. гонщики, выступавшие на «Москвиче-404-Спорт», выиграли подряд три чемпионата СССР: в 1957 — Е. Веретов и Е. Цыплаков, в 1958 — А. Терехин и Ю. Федотов, в 1959 — А. Терехин и В. Кочетов. В 1960-1961 гг. «Москвич-404-Спорт» в гонках, по-видимому, не участвовал, так как руководство лаборатории скоростных автомобилей МЗМА считало недопустимым дальнейшее применение в гонках серийной передней подвески типа «Дюбонне». В конце 1961 — начале 1962 г. силами гонщика С. Смирнова была произведена замена передней подвески на пружинную от серийной модели «-407»; также автомобиль получил гипоидный задний мост и 13-дюймовые шины. В такой модификации (фото 3) «Москвич-404-Спорт» принимал участие в кольцевых и ипподромных гонках по 1964 г. включительно.
В 1965 г. автомобиль был списан.
Немного истории
Первый «Москвич» с индексом 400 появился в 1946 году и просуществовал он до 1954, после чего его заменили модификацией 401. Отличался он от «первенца» более мощным силовым агрегатом (на 26 л. с.), также авто обзавелось дополнительными внешними световыми приборами – передними подворотниками. На этом отличия между 400 и 401 и закончились.
тюнингованный москвич 401
Основной модификацией была 401-я модель, имевшая кузов седан. Но также выпускался этот автомобиль в кузовах фаэтон (401-420А) и фургон (401-422). Имелась также и версия для инвалидов, имевшая полностью ручное управление – 401Б.
На смену модели 401 пришел «Москвич-402», тюнинг которого также не редко выполняется автолюбителями. У новой модификации использовался более мощный силовой агрегат (на 35 л. с.), который в паре с 3-ступенчатой МКПП позволял разгонять машину до 90 км/ч.