Распиновка эбу январь 5 1
Содержание:
- Как работает ЭБУ?
- Не работает бензонасос после включения зажигания
- Назначение контактов ЭБУ Bosch ME17.9.7
- Назначение контактов ЭБУ Bosch ME17.9.71
- Где находится ЭБУ ВАЗ 2114?
- Где находиться ЭБУ на Ваз 2114
- Конструктивные особенности
- Диагностика автомобиля
- Что делать если сканер не видит ЭБУ Ваз 2114
- Описание «мозгов»
- ЭБУ Январь-4
- Как работает ЭБУ?
- Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
Как работает ЭБУ?
В основе находится микропроцессор, который и отвечает за нормальное функционирование всех ключевых приборов. На автомобиле ВАЗ 2114 ЭБУ собирает данные с датчиков:
- Скорости автомобиля.
- Детонации.
- Лямбда-зонда.
- ДПКВ.
- Расхода воздуха.
- ДПДЗ.
- Фаз впрыска топливовоздушной смеси.
- Температуры ОЖ.
Это считывающие устройства, которые собирают информацию о работе двигателя внутреннего сгорания. А для чего же он ее собирает? Правильно, чтобы разделять и властвовать следующими исполнительными механизмами:
- Системой топливоподачи (насос, форсунки).
- Системой зажигания.
- Адсорбером.
- Вентиляцией.
- Регулятором холостого хода (да, да, не датчик это, а исполнительное устройство, не нужно путать).
- Автоматической диагностикой.
Структурная схема электронного блока управления на ВАЗ 2114 состоит из трех каскадов, в каждом из которых свои модули памяти:
- Блок ОЗУ (оперативная память) – система, которая обладает кратковременной памятью. В ней хранится вся информация об ошибках, которые возникали в процессе работы при текущем запуске мотора. При отключении зажигания (и обесточивании ЭБУ) вся память очищается и заполняется вновь при следующем запуске.
- ППЗУ – программируемое устройство постоянного запоминания. Это блок, в котором хранится топливная карта (прошивка) электронного блока управления. В нем же постоянно хранится информация о всех результатах калибровки систем. И самое главное – в этой памяти заложен алгоритм системы управления двигателем внутреннего сгорания. Память эта постоянная, не стирается даже при полном обесточивании бортовой сети. Именно этот блок программируют, когда совершают процедуру «прошивки» для улучшения характеристик автомобиля ВАЗ 2114.
- И последний блок – ЭРПЗУ. Блок памяти необходим для обеспечения нормальной работы противоугонной системы на автомобиле. В нем хранятся пароли и кодировки. Запуск двигателя возможен только в том случае, если совпадут данные, которыми обменивается иммобилайзер с ЭРПЗУ.
Не работает бензонасос после включения зажигания
Назначение контактов ЭБУ Bosch ME17.9.7
В таблице приведено назначение контактов контроллеров 21126 – 1411020-40, 11194 – 1411020-20Синим цветом выделено отличие в подключении для контроллеров 21214 – 1411010-50Колодка
№ | Назначение вывода | № | Назначение вывода |
Секция X2 | Секция X1 | ||
1 | Вход. Датчик положения коленвала B | 1 | not connected |
2 | Вход. Датчик кислорода 2 | 2 | not connected |
3 | Вход. Датчик положения др. заслонки 1 | 3 | Масса аналоговых датчиков |
4 | Масса ДК 1 | 4 | Масса аналоговых датчиков |
5 | Масса ДТОЖ | 5 | Масса датчика педали акселератора 1 |
6 | Масса ДК 2 | 6 | Масса датчика педали акселератора 2 |
7 | Масса датчиков положения др. заслонки | 7 | Вход датчика давления хладагента (2 уровень) (не используется) |
8 | Масса датчика расхода воздуха и темп. воздуха | 8 | not connected |
9 | not connected | 9 | not connected |
10 | not connected | 10 | not connected |
11 | not connected | 11 | Датчик педали акселератора 2 |
12 | not connected | 12 | not connected |
13 | Вход. Датчик положения коленвала А | 13 | not connected |
14 | not connected | 14 | not connected |
15 | Вход. ДТОЖ | 15 | Выход. Главное реле |
16 | not connected | 16 | Вход. Клемма 15 замка зажигания |
17 | not connected | 17 | not connected |
18 | not connected | 18 | not connected |
19 | not connected | 19 | Вход. Датчик давления хладагента (1 и 3) уровень (не используется) |
20 | Вход. Датчик положения др. заслонки 2 | 20 | not connected |
21 | not connected | 21 | Вход. Датчик педали акселератора 1 |
22 | not connected | 22 | Вход. Диагностика вентиляторов (не используется) |
23 | Питание (3,3V) датчиков положения др. заслонки | 23 | not connected |
24 | not connected | 24 | not connected |
25 | not connected | 25 | not connected |
26 | not connected | 26 | Питание (3.3V) датчика педали акселератора 2 |
27 | Вход. Датчик температуры впускного воздуха | 27 | К‑Line |
28 | not connected | 28 | Выход. Тахометр |
29 | not connected | 29 | Выход. Сигнал расхода топлива |
30 | Вход. Датчик кислорода 1 | 30 | not connected |
31 | Вход. Датчик положения распредвала | 31 | Выход. Реле кондиционера (не используется) |
32 | Вход. Датчик скорости автомобиля | 32 | CAN‑H |
33 | Вход. Датчик массового расхода воздуха Вход. Датчик (частотный) расхода воздуха | 33 | not connected |
34 | not connected | 34 | Вход. Запрос на включение кондиционера (не используется) |
35 | Выход. Клапан продувки адсорбера | 35 | Вход. Выключатель 1 педали тормоза |
36 | not connected | 36 | Вход. Выключатель педали сцепления |
37 | Вход. Датчик детонации – клемма 1 «+» | 37 | Питание (5V) датчика расхода воздуха |
38 | Вход. Датчик детонации – клемма 2 «-» | 38 | Питаниа (3.3V) датчика положения педали акселератора 1 |
39 | Выход. Нагреватель ДК 2 | 39 | not connected |
40 | not connected | 40 | Выход. Контрольная лампа MIL |
41 | not connected | 41 | Выход. Реле вентилятора 1 |
42 | Выход. Форсунка 2 цилиндра | 42 | Выход. Реле топливного насоса |
43 | Выход. Форсунка 3 цилиндра | 43 | not connected |
44 | Выход. Форсунка 1 цилиндра | 44 | CAN‑L |
45 | Выход. Форсунка 4 цилиндра | 45 | not connected |
46 | Выход. Нагреватель ДК 1 | 46 | not connected |
47 | Масса датчиков Масса электроники | 47 | Выключатель 2 педали тормоза |
48 | not connected | 48 | not connected |
49 | not connected | 49 | not connected |
50 | Масса выходных каскадов | 50 | not connected |
51 | Выход. Привод дроссельной заслонки 1 «+» | 51 | Выход. Реле стартера |
52 | Выход. Привод дроссельной заслонки 2 «-» | 52 | Выход. Реле вентилятора 2 |
53 | Катушка зажигания 2 цилиндра (не используется) | 53 | Масса выходных каскадов |
54 | Катушка зажигания 3 цилиндра Катушка зажигания 2,3 цилиндров | 54 | Масса выходных каскадов |
55 | Катушка зажигания 4 цилиндра (не используется) | 55 | Выход +АБ после Главного Реле |
56 | Катушка зажигания 1 цилиндра Катушка зажигания 1,4 цилиндров | 56 | Выход +АБ после Главного Реле |
Назначение контактов ЭБУ Bosch ME17.9.71
В таблице приведено назначение контактов контроллеров 21230 – 1411020-50.Колодка
№ | Назначение вывода | № | Назначение вывода |
Секция X2 | Секция X1 | ||
1 | Вход. Датчик положения коленвала B | 1 | not connected |
2 | Вход. Датчик кислорода 2 | 2 | not connected |
3 | Вход. Датчик положения др. заслонки 1 | 3 | Масса датчика давления хладагента |
4 | Масса ДК 1 | 4 | Масса аналоговых датчиков |
5 | Масса ДТОЖ | 5 | Масса датчика педали акселератора 1 |
6 | Масса ДК 2 | 6 | Масса датчика педали акселератора 2 |
7 | Масса датчиков положения др. заслонки | 7 | not connected |
8 | Масса аналоговых датчиков. Не используется | 8 | not connected |
9 | not connected | 9 | not connected |
10 | Питание (5V). Не используется | 10 | Вход датчика давления хладагента (.25…3.35V) |
11 | not connected | 11 | Датчик педали акселератора 2 (.23….38V / 1.4…1.55V) |
12 | not connected | 12 | not connected |
13 | Вход. Датчик положения коленвала А | 13 | not connected |
14 | not connected | 14 | not connected |
15 | Вход. ДТОЖ | 15 | Выход. Главное реле |
16 | not connected | 16 | Вход. Клемма 15 замка зажигания |
17 | not connected | 17 | not connected |
18 | not connected | 18 | not connected |
19 | not connected | 19 | not connected |
20 | Вход. Датчик положения др. заслонки 2 | 20 | not connected |
21 | not connected | 21 | Вход. Датчик педали акселератора 1 (.46….76V / 2.8…3.1V) |
22 | not connected | 22 | not connected |
23 | Питание (5V) датчиков положения др. заслонки | 23 | not connected |
24 | not connected | 24 | not connected |
25 | not connected | 25 | Питание (5V) датчика давления хладагента |
26 | not connected | 26 | Питание (5V) датчика педали акселератора 2 |
27 | Вход. Датчик температуры впускного воздуха | 27 | LIN |
28 | not connected | 28 | Выход. Тахометр |
29 | not connected | 29 | Выход. Сигнал расхода топлива |
30 | Вход. Датчик кислорода 1 | 30 | not connected |
31 | Вход. Датчик положения распредвала (ДФ) /GPT1 | 31 | Выход. Управление реле кондиционера |
32 | Вход. Датчик скорости автомобиля /GPT2 | 32 | CAN‑H |
33 | Вход. Датчик (частотный) расхода воздуха | 33 | not connected |
34 | not connected | 34 | Вход. Запрос на включение кондиционера |
35 | Выход. Клапан продувки адсорбера | 35 | Вход. Выключатель 1 педали тормоза |
36 | not connected | 36 | Вход. Выключатель педали сцепления |
37 | Вход. Датчик детонации – клемма 1 «+» | 37 | Питание (5V) не используется |
38 | Вход. Датчик детонации – клемма 2 «-» | 38 | Питаниа (5V) датчика положения педали акселератора 1 |
39 | Выход. Нагреватель ДК 2 | 39 | К‑Line |
40 | not connected | 40 | Выход. Контрольная лампа MIL |
41 | not connected | 41 | Выход. Реле вентилятора 1 |
42 | Выход. Форсунка 2 цилиндра | 42 | Выход. Реле топливного насоса |
43 | Выход. Форсунка 3 цилиндра | 43 | not connected |
44 | Выход. Форсунка 1 цилиндра | 44 | CAN‑L |
45 | Выход. Форсунка 4 цилиндра | 45 | not connected |
46 | Выход. Нагреватель ДК 1 | 46 | not connected |
47 | Масса датчиков | 47 | Выключатель 2 педали тормоза |
48 | not connected | 48 | not connected |
49 | not connected | 49 | not connected |
50 | Масса выходных каскадов | 50 | not connected |
51 | Выход. Привод дроссельной заслонки 1 «+» | 51 | Выход. Доп. реле стартера |
52 | Выход. Привод дроссельной заслонки 2 «-» | 52 | Выход. Реле вентилятора 2 |
53 | not connected | 53 | Масса выходных каскадов |
54 | Катушка зажигания 2,3 цилиндров | 54 | Масса выходных каскадов |
55 | not connected | 55 | Выход +АБ после Главного Реле |
56 | Катушка зажигания 1,4 цилиндров | 56 | Выход +АБ после Главного Реле |
Где находится ЭБУ ВАЗ 2114?
Расположен блок в торпеде, непосредственно под приборкой. Чтобы провести замену или демонтаж, нужно выкрутить саморезы и извлечь панель с бока, со стороны пассажирского места. Через образовавшееся отверстие можно рассмотреть корпус ЭБУ – он установлен внутри стального фиксатора.
Для снятия электронного блока управления нужно выкрутить болт и аккуратно вытянуть корпус, взявшись за фиксатор. Само собой, необходимо отключать питание от бортовой сети, в противном случае можно вывести из строя дорогостоящую аппаратуру. Короткое замыкание – это враг любого электроприбора, поэтому будьте аккуратны. Желательно даже не просто снимать массу с аккумулятора, но и плюсовой провод тоже отключать.
Где находиться ЭБУ на Ваз 2114
В автомобиле ВАЗ 2114 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.
Расположение ЭБУ ВАЗ 2114
В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.
Конструктивные особенности
Диагностика автомобиля
Появление на комбинации приборов горящей лампы «Check Engine» сигнализирует водителю о возникновении проблемы в электрике автомобиля. Нужно понимать, что проверка транспортного средства своими руками и на СТО может дать разные результаты. Специальное оборудование, имеющееся у профессионалов, позволит более точно обнаружить неисправности.
Самостоятельная диагностика
На ВАЗ 2115 владелец может сделать самостоятельную диагностику и узнать, какие ошибки хранятся в памяти блока управления двигателя. Процедура проводится путем вызова кодов неисправностей на приборной панели или с помощью диагностического адаптера.
Для проведения диагностирования на электронной панели приборов необходимо выполнить определенную последовательность действий:
- Сесть в автомобиль на место водителя, вставить ключ в замок зажигания и нажать клавишу сброса суточного пробега, имеющуюся на комбинации приборов.
- Повернуть ключ замка в положение включения зажигания.
- Отпустить клавишу, запустив процесс самодиагностики. Визуально это будет выглядеть как включение подсветки, всех сигнальных ламп, возможных символов на жидкокристаллических экранах и тест приборов (стрелки будут ходить через всю шкалу в оба конца).
- Повторно нажать клавишу и отпустить. Второе нажатие выводит на экран, расположенный под спидометром, версию программного обеспечения комбинации приборов (надпись вида Uer х. х).
- Произвести еще одно нажатие на клавишу, после которого на экран будут выведены имеющиеся в памяти ошибки.
Комбинация приборов ВАЗ 2115, клавиша расположена в правой части спидометра
Рекомендуем: ВАЗ 2114: что делать, если долго крутит стартер и не заводится?
Водитель может делать самодиагностику на электромеханической панели и блоке управления «Январь-4» по следующей последовательности:
- Выключить зажигание.
- Открыть крышку диагностического разъема, расположенную на центральной консоли.
- Соединить контакт В с минусовой клеммой аккумулятора (с кузовом). Для этого подходит контакт А, подключенный к картеру двигателя.
- Включить зажигание. Лампа «Check Engine» вспышками выдаст код 12, который означает начало диагностики. Подача световых сигналов выглядит следующим образом — длинная вспышка, затем пауза (около 2 секунд), две короткие вспышки, длинная пауза (около 3 секунд). Подача сигнала 12 выполняется три раза. Если сигнал не подается, значит система диагностики неактивна или неисправна. После этого лампа «Check Engine» будет вспышками перечислять ошибки, имеющиеся в памяти. Каждый код повторяется по три раза. Если в памяти ошибок нет, то будет продолжаться передача кода 12.
Электромеханическая комбинация приборов Распиновка контактов разъема диагностики
Для чтения ошибок контроллеров применяется специальный адаптер K-Line, который при помощи коннектора подключается к диагностическому разъему. Этот разъем располагается на центральной консоли за пластиковой заглушкой (ниже прикуривателя и пепельницы). На адаптере имеется шнур с разъемом USB на конце, который подключается к любому ноутбуку. На устройстве должна быть установлена специальная программа для чтения и сброса ошибок (OpenDiagFree версии 1.4 или 1.6).
Процедура считывания ошибок довольно простая, необходимо:
- Проверить уровень технологических жидкостей.
- Открыть крышку разъема и включить зажигание.
- Подключить адаптер или сканер к гнезду диагностики.
- Запустить программное обеспечение на ноутбуке.
- Просмотреть имеющиеся ошибки в диалоговом окне программы.
- Расшифровать коды при помощи интерфейса программы или таблицы расшифровки.
- Устранить причины неисправностей и провести повторную диагностику.
Что делать если сканер не видит ЭБУ Ваз 2114
Итак, почему сканер не видит ЭБУ Ваз 2114? Что делать, чтобы устройство могло подключиться и видеть блок? На сегодняшний день в продаже можно встретить множество различных адаптеров для тестирования транспортного средства.
Если вы покупаете ELM327 Bluetooth, вероятнее всего, вы пытаетесь подключить некачественное устройств. Вернее, вы могли приобрести адаптер с устаревшей версией программного обеспечения.
Диагностика автомобиля при помощи сканера
Итак, по каким причинам устройство отказывается подключаться к блоку:
- Сам адаптер некачественный. Проблемы могут быть как с прошивкой девайса, так и с его «железом». Если основная микросхема является неработоспособной, произвести диагностику работы двигателя, как и подключиться к ЭБУ, будет невозможно.
- Плохой кабель подключения. Возможно, кабель переломлен или сам по себе является неработоспособным.
- На девайсе установлено неправильная версия программного обеспечения, в результате чего добиться синхронизации не получится (автор видео о тестировании устройства — Rus Radarov).
В этом случае, если вы являетесь владельцем девайса с правильной версией прошивки 1.5, где присутствуют все шесть протоколов из шести, но при этом адаптер не подключается к ЭБУ, выход есть. Подключаться к блоку можно, используя строки инициализации, позволяющие устройству подстроиться под команды блока управления мотором машины. В частности, речь идет о строках инициализации к утилитам для диагностики ХобДрайв и Torque к транспортным средствам, которые используют нестандартные протоколы подключения.
Описание «мозгов»
2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом
То есть важность данной системы отрицать нельзя
Местоположение контроллера
В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.
Место расположения ЭБУ в «Четырке»
В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.
Устройство и принцип работы
Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:
- скорости;
- детонации;
- лямбда-зонда;
- фаз впрыска горючего;
- положения коленчатого вала;
- положения дросселя;
- расходомера воздуха;
- температуры антифриза.
В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:
- зажигания;
- адсорбером;
- форсунками, а также бензонасосом;
- системой вентиляции и отопления;
- программами для диагностики работоспособности авто;
- регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).
Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:
- ОЗУ или оперативная память. В этом модуле содержатся основные данные о недавно выявленных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель отключает зажигание, блок ОЗУ обновляется, в результате чего эти данные пропадают.
- ППЗУ — основной элемент системы, в нем содержится прошивка управляющего модуля. Следует отметить, что в данном блоке памяти содержатся все необходимые данные о калибровках систем «четырки» вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, ППЗУ — это постоянная память, поэтому данные, прописанные в ней, сохраняются и после отключения зажигания. При необходимости данный модуль может быть перенастроен, то есть заново запрограммирован, что может привести к улучшению мощности, а также динамики транспортного средства.
- ЭРПЗУ — первостепенная функция этого модуля заключается в охране авто. В памяти ЭРПЗУ содержится информация от противоугонной установки — пароли, а также кодировка основных параметров. Запуск мотора будет возможен только в том случае, если ЭПЗУ успешно сверится с данными, содержащимися в памяти иммобилайзера.
Характерные неисправности: их признаки и причины
По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:
- нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
- нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
- при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
- также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.
Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:
- замыкание электроцепи или ее обрыв;
- неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
- подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
- поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
- отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
- попадание влаги на плату модуля электронной системы;
- механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).
ЭБУ Январь-4
Электронный блок управления Январь 4 имеет три разъема, который различаются по цвету и количеству контактов. Распиновка следующая:
Розовый разъем 24 контакта:
- А1-А4 – общий провод бортовой сети (масса);
- А8, А9 – катушка зажигания цилиндров 2, 3 и 1, 4;
- А11 – выход +5В для питания датчиков;
- А12 , В8 – положительный полюс аккумуляторной батареи;
- В2 – сигнал тахометра;
- В3 – муфта кондиционера;
- В4 – сигнал скорости;
- В5 – адсорбер, управление клапаном продувки;
- В6 – ДМРВ;
- В7 – температура ОЖ;
Розовый разъем 32 контакта:
- С1 – положительное напряжение 12 В с замка зажигания;
- С2 – ДД;
- С3 – бензонасос;
- С5 – L-line;
- С12, D8 – управление включением форсунок цилиндров 2, 3 и 1, 4;
- С16, D16 – масса и сигнал λ-зонда (датчика кислорода);
- D10 – кондиционер;
- D16 – ДК;
- Синий разъем 32 контакта:
- С2 – расход топлива;
- С5, С6 – холостой ход, высокий и низкий уровни А;
- С7, С8 – холостой ход, высокий и низкий уровни В;
- С9 – датчик скорости;
- С12 – масса ОЖ;
- С16, D16 – ДПКВ. Высокий и низкий уровни;
- D1, D12 – сигнал и масса ДПДЗ;
- D2 – вентилятор;
- D4 – k-Line;
- D5 – индикатор Check Engine;
Как работает ЭБУ?
В основе находится микропроцессор, который и отвечает за нормальное функционирование всех ключевых приборов. На автомобиле ВАЗ 2114 ЭБУ собирает данные с датчиков:
- Скорости автомобиля.
- Детонации.
- Лямбда-зонда.
- ДПКВ.
- Расхода воздуха.
- ДПДЗ.
- Фаз впрыска топливовоздушной смеси.
- Температуры ОЖ.
Это считывающие устройства, которые собирают информацию о работе двигателя внутреннего сгорания. А для чего же он ее собирает? Правильно, чтобы разделять и властвовать следующими исполнительными механизмами:
- Системой топливоподачи (насос, форсунки).
- Системой зажигания.
- Адсорбером.
- Вентиляцией.
- Регулятором холостого хода (да, да, не датчик это, а исполнительное устройство, не нужно путать).
- Автоматической диагностикой.
Структурная схема электронного блока управления на ВАЗ 2114 состоит из трех каскадов, в каждом из которых свои модули памяти:
- Блок ОЗУ (оперативная память) – система, которая обладает кратковременной памятью. В ней хранится вся информация об ошибках, которые возникали в процессе работы при текущем запуске мотора. При отключении зажигания (и обесточивании ЭБУ) вся память очищается и заполняется вновь при следующем запуске.
- ППЗУ – программируемое устройство постоянного запоминания. Это блок, в котором хранится топливная карта (прошивка) электронного блока управления. В нем же постоянно хранится информация о всех результатах калибровки систем. И самое главное – в этой памяти заложен алгоритм системы управления двигателем внутреннего сгорания. Память эта постоянная, не стирается даже при полном обесточивании бортовой сети. Именно этот блок программируют, когда совершают процедуру «прошивки» для улучшения характеристик автомобиля ВАЗ 2114.
- И последний блок – ЭРПЗУ. Блок памяти необходим для обеспечения нормальной работы противоугонной системы на автомобиле. В нем хранятся пароли и кодировки. Запуск двигателя возможен только в том случае, если совпадут данные, которыми обменивается иммобилайзер с ЭРПЗУ.
Как самостоятельно осуществить диагностику блока?
На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.
Необходимые инструменты и оборудование
Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.
Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:
- Осциллограф. Понятное дело, что такое устройство есть не у каждого автолюбителя, поэтому если у вас его нет, то можно использовать компьютер с заранее установленным на него необходимым диагностическим софтом.
- Кабель для подключения к устройству. Вам нужно выбрать адаптер, который поддерживает протокол KWP2000.
- Программное обеспечение. Найти диагностический софт сегодня — не проблема. Для этого достаточно промониторить сеть и найти программу, которая подойдет для вашего транспортного средства. Программа подбирается с учетом авто, поскольку на разных машинах ставятся разные блоки управления.
Алгоритм действий
Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.
Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:
В первую очередь используемый адаптер необходимо соединить с компьютером или ноутбуком, а также самим контроллером ЭСУД. Для этого один конец кабеля подключите к выходу на блоке, а второй — к USB-выходу на компьютере.
Далее, вам необходимо повернуть ключ в замке зажигания машины, но при этом двигатель запускать не нужно. Включив зажигание, на компьютере можно запустить диагностическую утилиту.
Выполнив эти действия, на экране компьютера должно выскочить окно с сообщением, которое подтверждает успешное начало диагностики неисправностей в работе контроллера. Если по каким-то причинам сообщение не появилось, нужно удостовериться в том, что компьютер успешно подключился к контроллеру
Проверьте качество подключения и соединения кабеля с блоком и ноутбуком.
Затем на дисплее ноутбука должна быть выведена таблица, где будут указаны основные технические характеристики и параметры работы транспортного средства.
На следующем этапе вам необходимо обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут демонстрироваться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр
Для их расшифровки вам нужно зайти в другой раздел, который обычно называется Коды, либо воспользоваться технической документацией к своему авто.
В том случае, если в данном разделе нет ошибок, то вы теперь можете не переживать, поскольку мотор транспортного средства работает отлично (автор видео в домашних условиях — канал АВТО РЕЗ).
Все ошибки будут демонстрироваться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Для их расшифровки вам нужно зайти в другой раздел, который обычно называется Коды, либо воспользоваться технической документацией к своему авто.
В том случае, если в данном разделе нет ошибок, то вы теперь можете не переживать, поскольку мотор транспортного средства работает отлично (автор видео в домашних условиях — канал АВТО РЕЗ).
Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.
В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.
После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.