Когда и на каком именно перекрестке разрешен обгон, можно ли обгонять по главной
Содержание:
- Когда запрещено
- Стоимость и старт продаж
- Ситуации, когда обгон на перекрестке запрещен
- Какие бывают развязки
- На каких перекрёстках обгон запрещён?
- Ограничения для проведения приема
- Требования для поворачивающего
- Спорные моменты
- Как поступить, если спец знак отсутствует
- Обгон или опережение?
- Штраф за обгон на перекрестке
- Особенности
- Спорные ситуации
- Плюсы и минусы
- Можно ли совершать обгон на перекрестке?
- Чудо-шар для тушения пожара
- Общие моменты
- Правила
Когда запрещено
Обгон запрещается:
- при любых условиях на регулируемом перекрестке;
- при любых условиях на нерегулируемом перекрестке, если автомашина движется по второстепенной дороге.
Следует учитывать, что из всех правил есть свои исключения. Действия при ДТП? Так обгон на перекрестке, который не является регулируемым при условии движения по главной дороге, нельзя осуществлять, если:
-
перед перекрестком установлен знак «Обгон запрещен» и действие этого знака распространяется на пересечение дорог (например, с дополнительной табличкой, на которой указывается зона действия дорожного знака);
-
на проезжей части перекрестка нанесена сплошная линия разметки, которая так же запрещает выезд на полосу встречного движения.
Дополнительно пунктом 11.2 правил движения устанавливаются следующие ситуации, ограничивающие возможность обгона.
Маневр запрещается выполнять при соблюдении всех иных условий (соответствующая разметка, нерегулируемый перекресток, движение по главной дороге и так далее), если:
- автомобиль или иной транспортное средство, движущееся впереди, подает сигнал левого поворота или приступил к выполнению обгона иного автотранспортного средства;
- автомобиль, движущийся сзади, приступил к обгону;
- на перекрестке недостаточная видимость для совершения маневра «обгон»;
- в ходе выполнения обгона будут созданы помехи иным автомототранспортным средствам;
- после обгона нет возможности вернуться в ранее занимаемую транспортом полосу движения (например, при плотном потоке движения автомобильного транспорта).
Указанные правила распространяются исключительно на совершение маневра «Обгон» и не действуют на маневр «Опережение».
Стоимость и старт продаж
Если говорить о российском рынке, то там новый автомобиль корейского производства следует ожидать к середине нынешнего года. В дилерских автоцентрах новинка будет доступна в разных комплектациях, в зависимости от потребностей потенциальных покупателей.
Ситуации, когда обгон на перекрестке запрещен
Даже в разрешённом случае совершения объезда попутного автомобиля всё равно есть спорные ситуации
Поэтому обязательно нужно обращать внимание на наличие разметки, а также на предупреждающие знаки перед пересечением
Водители часто совершают ошибку – не обращают внимания на смену направления главной дороги. Согласно правилам дорожного движения – смена направления главной дороги на перекрёстке обозначает то, что движущиеся по ней водители должны следовать правилам следования по равнозначным дорогам. То есть, опережаемое транспортное средство будет иметь преимущество находясь справа, следовательно, опережение здесь запрещёно.
Неважно, в какую сторону меняется направление, приоритет всегда остаётся за автомобилем, находящимся на пересечении. Помимо этого, если главная дорога сворачивает налево, то может возникнуть авария
Равнозначные пересекающиеся дороги руководствуются теми же правилами и не позволяют производить опережение на этом участке.
Водитель также не может произвести обгон, находясь на второстепенной дороге. Плотный поток автомобилей в часы пик может сбить с толку водителей. Движение в два ряда по второстепенной дороге не является причиной для совершения данного манёвра.
Запрещёно также и опережение на пересечении, где присутствуют пешеходные переходы.
Какие бывают развязки
Перекресток – это место пересечения автомобильных дорог.
Все перекрестки в населенном пункте или вне его пределов подразделяются на две большие группы:
- Регулируемые перекрестки – это пересечения (ответвления или примыкания) дорог, движение на которых регулируется с помощью светофора или регулировщика;
- Нерегулируемые перекрестки – это пересечения (примыкания и ответвления соответственно) дорог, на которых очередность проезда определяется водителями самостоятельно (светофоры или регулировщики отсутствуют).
Нерегулируемые перекрестки в свою очередь так же подразделяются на два вида. Именно от этого вида и зависят правила их проезда:
- неравнозначный (перекресток, на котором одна дорога является главной, а вторая – второстепенной). Приоритетность проезда на таком перекрестке определяется на основании установленных дорожных знаков. Преимущественное право движения в этой ситуации имеют автомототранспортные средства, движущиеся по главной дороге, которая оборудована следующим знаком:
- пропустить автомашины должен водитель, движущийся по второстепенной дороге, то есть тот, у которого при подъезде к перекрестку стоит знак «Уступи дорогу»:
- указанные знаки могут быть заменены на иные знаки, на которых главная дорога обозначается черной линией, имеющей большую ширину.
- равнозначными, то есть все дороги, которые сходятся на пересечении являются одинаковыми по значению, а не разделяются на главную и второстепенную.
Проезд на таких перекрестках определяется на основании правила «правой руки», то есть приоритет движения принадлежит автомобильному транспорту, который располагается с правой стороны от другого транспортного средства.
Перекресток так же можно считать нерегулируемым, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- установленный светофор не работает по каким-либо причинам;
- светофор работает в режиме моргающего желтого света;
- имеется регулировщик, но он не подает никаких сигналов водителям.
На каких перекрёстках обгон запрещён?
А теперь настало время перечислить другие дорожные ситуации, когда нельзя обгонять.
На регулируемом
Как мы уже не раз упоминали выше, обгон на регулируемом перекрёстке запрещается. Это диктует нам пункт 11.4 ПДД 2021 года.
Обратите внимание при этом, что регулироваться данный участок дороги может не только светофором, но и регулировщиком. Таким образом, если дорога вам, к примеру, знакома, и вы знаете, что светофорного движения на перекрёстке нет, то прежде, чем начать обгон, убедитесь, что на нём не также и сотрудника ГИБДД в качестве регулировщика
На нерегулируемом неравнозначном при движении по второстепенной
Если обгон разрешён при движении по главной дороге как исключение перечня запретом пункта 11.4 Правил, то при езде по второстепенной дороге он запрещён.
На двухполосной дороге
Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2021 год.
При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях
При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:
- есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
- отсутствуют сплошные линии такой разметки,
- вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.
На пешеходном перекрёстке
В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.
Ограничения для проведения приема
Согласно законодательству препятствием для выполнения задуманного являются следующие ситуации:
- невозможность вернуться на прежнюю полосу движения без риска
создания аварийной ситуации; - случаи, когда маневры уже начаты участниками, едущими впереди либо
позади; - в ситуациях, когда водитель едущего впереди транспорта намерен повернуть налево (о чем он информирует окружающих световыми сигналами).
При совершении действий по перестраиванию следует верно сопоставить
скоростные параметры своей машины и той, что виднеется впереди. Не нужно пытаться обогнать автомобиль, движущийся быстрее. Для выполнения приема медленно идущим транспортом требуется достаточный временной отрезок и значительная протяженность свободного пути.
Требования для поворачивающего
Поворот без подачи сигнала поворота
Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.
Развеем небольшой миф
«Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно
Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.
Спорные моменты
Запомните 3 описанные спорные ситуации при обгоне!
Есть всего три наиболее спорные ситуации, чаще всего возникающие при обгоне на регулируемых перекрёстках. Вокруг них и строится разбирательство между владельцем авто и сотрудниками ГИБДД.
Первая касается случаев, когда на перекрёстке есть возможность двигаться не в 2, а в 3 ряда. Это происходит, только если дорога обладает соответствующей шириной, благодаря чему может образоваться третий ряд, хотя он и не был предусмотрен предварительно. Либо же движение происходит по дорогам с затёртой разметкой, из-за чего водители перестраиваются в ряд посередине, чтобы осуществить требуемые маневры.
Поскольку в таком случае ТС частично пересекает разделительную полосу (даже если она и стёрлась), такие действия трактуются как обгон. Если прежде в этом месте до светофора располагалась сплошная линия, водителю придётся доказать, что он не знал о первичном типе разделителя на этом участке. Иначе, ему выпишут штраф.
Вторая ситуация касается обгона, осуществляемого при езде по главной дороге, когда водитель для обгона поворачивает налево. Кажется, что это действие остаётся в рамках Правил. Однако в п. 13.10 ПДД указано, что дороги, пересекающиеся на таком перекрёстке, являются равнозначными. Значит, совершать обгон запрещено. Итог для нарушителя тот же – штраф.
Последняя ситуация – когда главная дорога изменяет траекторию с поворотом вправо. В этом случае также работает пункт ПДД, приведённый выше. Перекрёсток является равнозначным, если водитель решился провести данный маневр.
Заметив такую ситуацию, сотрудники ГИБДД чаще всего оформляют проток. Но водитель может оспорить такое нарушение, поскольку в этой зоне явно допущены ошибки или недоработки ПДД.
При наступлении первой ситуации водитель может апеллировать тем, что у него отсутствуют знания об этом участке и о наличие сплошной полосы. Плюс, ссылаться на то, что стёртость разметки не является его проблемой.
Хотя работники ГИБДД в протоколе укажут именно на нарушение с его стороны, водитель может зафиксировать в нём несогласие с таким выводом, аргументируя свою позицию. Затем административным разбирательством займутся судебные инстанции.
Последние две ситуации касаются случая, когда водитель обгоняет после выезда с главной дороги. Однако этот же маневр разрешено проводить на неравнозначных дорогах. В итоге, весомых доказательств собственной правоты не будет ни у одной стороны.
Как поступить, если спец знак отсутствует
Если транспортное средство возможно обогнать, но оно не имеет соответствующего знака, то нужно быть предельно осторожным. Водитель должен иметь представление о максимально допустимой скорости автомобиля. Последний не должен развивать скорость более 30 километров в час. Но если наклейка отсутствует, то водитель автомобиля может совершить обгон под знаком. При этом не назначается штрафная санкция или лишение прав на управление ТС.
Но иногда имеется ситуация на дорогах, когда автотранспортное средство движется без превышения, не имеет соответствующего знака, но по механическим возможностям может развивать скорость больше. При этом водитель другого автомобиля может лишиться прав на управление при доказательной базе первого.
Наказание за обгон тихоходного транспортного средства через сплошную -штраф или лишение прав на управление транспортным средством. Если человек находиться в ситуации, что ему срочно нужно совершить обгон медленно движущегося объекта, стоит внимательно изучить характеристики, дабы не попасть на штрафы. Многие транспортные средства вовсе не являются тихоходами, а просто медленно ездят. Если человек точно знает, что впереди идущий автомобиль не может набирать большую скорость, то можно совершать маневр.
Большинство водителей знает о том, что обгон через сплошную линию считается запрещенным приёмом. Но некоторые случаи допускают его совершение безнаказанно даже в свете российского законодательства.
Есть также и другие особенности, связанные с заездом на встречную полосу и пересечением сплошной черты. Какие бывают разновидности такой разметки, как понимать её действие, как она маркируется в своде стандартов.
Самое важное, что необходимо усвоить каждому участнику автодорожного движения, что следуя общим Правилам, можно максимально исключить все риски возникновения ДТП. Поэтому так важно присматриваться к тем обновлениям, что вносятся в ПДД (дорожные Правила) или КОАП РФ (Кодекс административно-правовых нарушений)
Поэтому так важно присматриваться к тем обновлениям, что вносятся в ПДД (дорожные Правила) или КОАП РФ (Кодекс административно-правовых нарушений)
Обгон или опережение?
То есть, обязательный фактор обгона – когда водитель покидает свою полосу и уходит на встречную и обходит именно по ней мешающее ему авто.
Если же для того,чтобы уйти вперед, автовладелец не заходил на зону встречного движения, значит речь не идет об обгоне и соответственно, наказывать не за что.
Опережением же называется езда, при которой одна машина движется на более высокой скорости, чем попутная и соответственно, уходит вперед.
Например:
- Легковая машина “Ауди” и автобус едут по двухполосной трассе. Автобус едет слишком медленно, “Ауди” сворачивает на левую полосу и уходит далеко вперед. Не было факта заезда на линию встречного движения, значит владелец “Ауди” опередил, а не обогнал.
- Имеется трасса с дорожной разметкой, разделяющей ее на как минимум четыре полосы. Если “Ауди”, которому хочется “прокатиться с ветерком”, уходит на крайнюю левую полосу, либо полосу встречного движения, это уже самый настоящий обгон. И будет квалифицироваться совершенно однозначно как нарушение, за которое может воспоследовать как денежное взыскание, так и лишение водительского удостоверения.
Штраф за обгон на перекрестке
Инспекторы ГИБДД трактуют данный вид нарушения как достаточно серьезную провинность, не относя это к ошибочным маневрам или мелким недочетам в вождении.
В случае, если водителя «поймают» на подобном нарушении, то ему придется заплатить немалый штраф в размере пяти тысяч рублей или вовсе лишиться права управления ТС на срок до пяти месяцев.
Но стоит помнить, что подобные взыскания применяются к тем, кто не создает аварийную ситуацию, а просто нарушения ПДД.
Повторный проступок обойдется автомобилисту дальнейшим отдыхом от вождения любого транспортного средства продолжительностью один год в том случае, если его остановит инспектор ДПС, а при регистрации правонарушения специализированными приборами — придется снова заплатить пять тысяч рублей, но водительское удостоверение останется с автолюбителем.
В случае совершения ДТП к наказанию так же может быть добавлен штраф за несоблюдение дистанции стоимостью полторы тысячи рублей.
Подробнее со штрафами можно ознакомиться по ссылкам:
- Часть 1
- Часть 2
Особенности
Даже в той ситуации, когда автолюбитель приближается к пересечению по главной дороге и имеет намерение продолжить движение прямо, но возникает необходимость обогнать тихоходное ТС, ему необходимо вспомнить не только про ПДД, но и посмотреть разметку на дорожном полотне.
Зачастую перед перекрестком наносится сплошная, которую пересекать строго запрещено на основании пункта 1.1 ПДД.
Также не следует забывать о том, что зеленый сигнал светофора вовсе не означает в данный момент движение по главной дороге, но сигнализирует лишь о том, что проезд разрешен, а дорога является регулируемой. А, как известно, обгон на регулируемом перекрестке строго запрещен.
Нередко встречаются знаки, которые указывают, что главная дорога поворачивает налево или направо, т.е. автомобиль до перекрестка едет по главной дороге, но в ходе движения прямо съезжает с нее. Как быть в такой ситуации?
В ситуации, если главная дорога поворачивает, то автолюбители, вне зависимости от того, едут они по главной дороге или нет, должны пользоваться правилом, которое действует при проезде пересечений равнозначных дорог. Это означает, что обогнать любое мешающее транспортное средство при подобной ситуации нельзя.
Спорные ситуации
Приходилось ли вам тащиться за тяжелым грузовым автотранспортом на загородной дороге? Многие ответят на этот вопрос положительно. Но терпение когда-нибудь кончается, и водитель решается на обгон.
На картинке внизу видно, что маневр начинается через прерывистую линию, что разрешено ПДД. Ему за длинным большегрузом невозможно увидеть, что дальше начинается сплошная разметка, но знаки на дороге проставлены, и их он обязан не игнорировать.
Но не все так сложно, как кажется на первый взгляд, давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию с юридической точки зрения.
Статья 12.15. 4 Административного Кодекса о правонарушениях гласит, что водитель наказывается за выезд на полосу для встречно идущего транспорта.
Но никаких пояснений к ней нет – может быть, только одно колесо попало на противоположную сторону? Но в нашем случае маневр был совершен согласно ПДД, то есть без нарушений, и он просто не мог заранее знать, что прерывистая скоро закончиться.
Аргументы сотрудников дорожной службы категоричные – незнание Закона не освобождает от наказания.
Если прочесть ГОСТ, то ее длина должна быть не менее 100 м., и авто сможет проехать ее за считанные секунды, и это очень плохой ориентир.
Суть правонарушения заключается в субъективной и объективной причине нарушения:
- во втором случае фиксируется выезд на полосу со встречным движением;
- а для субъективной причины нужно установить степень виновности – умышленный или неосторожный выезд (ст. 2.2).
Умышленно ли водитель легковой машины попал на встречную полосу? Или это неосторожность в его действиях, и он заранее мог убедиться в опасности маневра? Но как, если он не ясновидящий? Здравый смысл подсказывает, что он непреднамеренно нарушил ПДД, поскольку не знал и не могу знать, что прерывистая закончится так внезапно. И этим можно аргументировать перед гаишниками, если с вами случиться подобная ситуация
И этим можно аргументировать перед гаишниками, если с вами случиться подобная ситуация.
Здесь нужно поступить так: согласитесь с доводами инспектора о выезде на встречную безоговорочно, но добавьте, что это произошло по завершению маневра, ваша уверенность в безнаказанности действий ошеломит служителя правопорядка.
Плюсы и минусы
Отзывы владельцев автосигнализации Старлайн А92 в большинстве положительные. Из достоинств следует отметить понятный дисплей брелка на русском языке с доступным управлением. Те, кто самостоятельно устанавливал «сигналку», говорят о легкости и простоте монтажа. Радует уровень надежности и дальность действия.
По мнению некоторых пользователей, минусы встречаются крайне редко. Связаны неисправности с работой брелка, который может отреагировать на случайное нажатие, находясь в кармане или портмоне владельца. Поступали жалобы на то, что функция охранной системы во время сильных морозов срабатывает не с первого раза. Речь шла о включении с третьей попытки в условиях температуры -20 градусов.
Можно ли совершать обгон на перекрестке?
Как видно из ПДД, обгон на перекрестке запрещен в том случае, если пересечение дорог регулируется, либо если ТС пересекает главную дорогу. В остальных случаях маневр разрешается и не может караться штрафом.
Обгон на главной дороге
Выезд на встречную полосу и опережение попутного транспорта на перекрестке разрешается, если движение происходит по главной дороге. Исключение одно — перекресток оборудован светофором или регулируется регулировщиком.
Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?
Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге?
Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15.
Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.
Пример дорожной ситуации при обгоне на нерегулируемом перекрестке: изображение с сайта Zr.ru
На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП).
Обгон на нерегулируемых перекрестках
Согласно ПДД, обгон на нерегулируемых перекрестках дозволяется. Исключением является движение по второстепенной дороге, пересекающей главную.
Обгон на перекрестке с Т-образным пересечением дорог
В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:
- ТС движется по главной;
- дорога идет прямо и не поворачивает;
- перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
- перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.
На двухполосном
Количество полос на дороге при совершении маневра не имеет принципиального значения. Обгон предусматривает выезд на встречную полосу, так что для двухполосного перекрестка действуют все те же положения пункта 11.4 ПДД РФ.
Обгон на трассе
Правила обгона при движении по загородным трассам также регулируется главой 14 ПДД. Все условия для совершения подобного маневра на трассе стандартны.
Обгон на трассе осложняется тем, что автомобили, как правило, движутся на больших скоростях. Поэтому за 150-300 метров устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к опасной зоне, в том числе к перекрестку. Так что у водителей есть время, чтобы решить вопрос о целесообразности маневра и при необходимости его отменить.
Что касается обгона на трассе вне перекрестков, то подобный маневр запрещается в условиях недостаточной видимости: перед поворотами, в конце подъема и т. д.
Обгон вне населенного пункта
Правила обгона одинаковы как при движении внутри населенного пункта, так и за его пределами. Поэтому никакой принципиальной разницы нет: маневр дозволяется при движении по главной дороге и проезде нерегулируемого перекрестка.
Обгон через сплошную
В Приложении 2 «Дорожная разметка и ее характеристики» к ПДД утверждено, что сплошная линия 1.1 выступает разделителем транспортных потоков, движущихся во встречных направлениях. Также ею могут обозначаться границы попутных полос в особо опасных местах.
Пересечение такой линии с любой из сторон строго запрещено и наказывается штрафом. Опережение, предусматривающее пересечение сплошной линии, не дозволяется, даже если другие условия благоприятствуют совершению маневра.
Можно ли перед и сразу после перекрёстка?
Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:
- если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
- вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
- в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.
Чудо-шар для тушения пожара
Общие моменты
Правила обгона часто нарушаются не только новичками, но и довольно опытными автомобилистами, которые просто не знают, как нужно производить этот маневр.
Поскольку они чаще всего лобовые, то и жертвы таких аварий есть, поэтому, чтобы не допустить подобных происшествий, необходимо разобраться, что такое обгон и как его правильно делать.
Прежде всего нужно понимать, что если обгон производится с нарушениями, то и ГИБДД может составить на такого водителя протокол, наказав его как материально, так и запретом на вождение.
В ПДД фигурирует два понятия — обгон и опережение, несмотря на их схожесть, в них много разного, и нормативными актами они трактуются по отдельности.
Основные определения
Дабы разобраться в вопросе правильного обгона, следует для начала ознакомиться с базовыми понятиями, которые работают в сфере ПДД.
Это позволит водителю самостоятельно изучить закон и возможные последствия нарушения, а также понять, как могут наказать его за неправильно произведенный маневр.
Термин | Значение |
Обгон | Маневр водителя, который заключается в опережении другого транспортного средства по полосе встречного движения. Главной особенностью обгона является именно встречка, вследствие чего выполнять его следует только после проверки ситуации на дороге и подтверждения ее безопасности |
Опережение | Действие, схожее с обгоном, но при этом не требующее выезда на встречную полосу. Опережение производится в пределах полосы попутного движения с большей, чем у обгоняемого автомобиля скоростью |
Штраф | Материальное взыскание за административные нарушения, которое накладывается представителем правоохранительных органов и заключается в уплате определенной суммы средств в государственный бюджет. Размер штрафа напрямую зависит от тяжести вины человека и последствий нарушения |
В чем он заключается
Как уже было сказано ранее, обгон является маневром, при котором автомобилист опережает другое транспортное средство, предпринимая при этом выезд на встречную полосу.
Скорость движения в ходе обгона также увеличивается, а требованием является свободность встречной полосы и максимально быстрое выполнение маневра, которое обеспечит отсутствие помех для других водителей.
Обгон запрещается на некоторых участках дороги и регулируется законодательством, поэтому его нарушение приведет к составлению административного протокола.
Действующая нормативная база
Обгону посвящен раздел 11, который оговаривает основные этапы совершения обгона, правила безопасности при этом, а также устанавливает ситуации, в которых обгонять будет запрещено.
Учитывая, что ПДД изучают еще на уровне автошкол, то выучить правила хорошего обгона необходимо даже новичку в вождении.
Касательно обгона санкция установлена в статье 12.15, а в КоАП вдобавок прописано, что если нарушение будет зафиксировано в автоматическом режиме, то полагается только штраф.
Детали нарушения, касающиеся конкретно обгона, содержатся в пункте 4 статьи и используются инспекторами ГИБДД.
Правила
Чтобы понять, что такое обгон и каковы его правила, необходимо обратиться к ПДД, который был обновлен в 2016 году и на 2020 год претерпел некоторые изменения.
Здесь отмечается следующее:
- водители должны отличать обгон от опережения. Обгон – это объезд вереди идущего авто с выездом на встречную полосу. Опережение – это тот же объезд впереди идущего транспортного средства, но с нахождением на своей полосе. Получается, что ранее представленные запреты распространяются лишь на обгон – опережение на перекрестке возможно;
- рассматриваемый маневр проводится исключительно с левой стороны. Если говорить об обгоне справа, то согласно вышеуказанным обстоятельствам, это является опережением;
- обгон справа запрещен в том случае, если для этого водителю приходится выехать на обочину. В отношении перекрестка такая ситуация возникает на Т-образном соединении дорог. В таком случае, если дорога, с которой приходится выехать на обочину, не является главной осуществления представленного маневра запрещено.
Это только основные моменты в рассматриваемом маневре на перекрестке при движении на главной дороге. Далее следует рассмотреть индивидуальные ситуации, с которыми приходится сталкиваться водителю в течение дня неоднократно.
Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную
Сплошная линия – разделительная полоса встречного движения. Подобной полосы нет на перекрестках, ведь ее пересекать нельзя, а при условии необходимости осуществления поворота этого сделать придется.
Сплошная линия проложена перед перекрестком – ее тоже запрещено пересекать, даже при условии, что окончание маневра будет происходить уже на перекрестке, разрешающем обгон.
Зачастую «частичную» сплошную можно встретить на перекрестке, который запрещает совершение обгона. В таком случае маневр все же можно провести, но до светофора, что возможно при отсутствии сплошной линии на дороге до перекрестка.
На нерегулируемом
Теперь следует рассмотреть ситуации обгона на нерегулируемом перекрестке. Для точного разбора следует привести пример ДТП, что представлено на картинке.
Черный автомобиль пошел на обгон, что разрешено, согласно выше приведенному правилу дорожного движения, но синий автомобиль начал поворачивать налево. Как будет составлять протокол инспектор ГИБДД.
В данном случае сотрудник ДПС будет руководствоваться пунктами 8.1 и 11.2. Пункт 8.1 ПДД применим для синего автомобиля и гласит, что при повороте налево водитель транспортного средства должен был подать соответствующий световой сигнал.
Поскольку обгон на таком перекрестке разрешен водитель синего авто не должен был создавать помех – если сзади идущий автомобиль начал совершать обгон до подачи светового сигнала, ему следует дать возможность закончить маневр.
И даже если световой сигнал все же был дан, то необходимо дождаться окончания обгона и повернуть налево.
Пункт 11.2 распространяется на водителя черного автомобиля. В пункте зафиксированы следующие уточнения запрета на обгон в случаях:
- если впереди идущее транспортное средство стало совершать поворот налево;
- если это же транспортное средство успело подать сигнал о намерении повернуть налево;
- если за водителем, который пожелал совершить обгон, заметил, что позади его идущее транспортное средство начало совершать этот же маневр;
- если автомобиль не сможет вернуться после обгона на свою полосу без помех.
Получается, что в представленной ситуации оба водителя могут стать виновниками ДТП. Чтобы не допустить столкновения на перекрестке, в любой непонятной ситуации лучше дождаться проезда перекрестка и выполнить маневр на более безопасной территории.
С разметкой
Разметка на перекрестке – явление редкое, по факту лишнее. На перекрестке возможен только один вид разметки – прерывистая линия, которую разрешено пересекать в любом случае. На перекрестке представленная разметка является лишней, поэтому ее и не встретишь.
Максимум – это встреча сплошной линии, которая запрещает определенные повороты налево или направо. Если говорить об обгоне, то в случаях с разметкой следует руководствоваться их предназначением и ограничением. Но не следует забывать, что обгон разрешается только на главной дороге.