Цоколи автомобильных ламп: виды и типы, характеристика цоколей автоламп, расшифровка маркировки, подбор подходящих для автомобиля

Содержание:

Классификация, типы и обозначение

Какие бывают типы цоколей автомобильных ламп и чем они отличаются между собой? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Разновидности европейских и отечественных ламп

На территории России до сих пор выпускаются лампочки с цоколями, которым был присвоен ГОСТ еще во времена СССР:

  • А — стандартная автолампа;
  • АМН — дословная расшифровка — автомобильная миниатюрная лампочка;
  • АС — софитный тип устройств;
  • АКГ — кварцевая галогенная лампочка.

Обычно после этих аббревиатур на цоколевке отмечаются цифры, свидетельствующие о мощности устройства, а также номер разработки. Следует отметить, что такую маркировку вы сможете увидеть только на отечественной продукции. Основной минус таких продуктов — это отсутствие в шифре определенного типа устройства.

Что касается европейских товаров, в данном случае маркировка лампочек осуществляется по стандарту ЕСЕ:

  • Т — миниатюрная лампа;
  • R — устройство, диаметр цоколевки которого составляет 1.5 см, а размер колбы в данном случае равен 1.9 см;
  • Р — деталь, в которой диаметр цоколя равен 1.5 см, а колбы — 2, 65 см;
  • W — в данном случае цоколь элемента будет стеклянным;
  • Н — галогенка;
  • У — если эта буква имеется в маркировке, то это свидетельствует о том, что цвет колбы оранжевый.

Виды лампочек в зависимости от типа цоколя

Необходимо отметить, что виды цоколей могут различаться между собой по маркировке присоединительного компонента. Разновидности соединителей в зависимости от типа позволяют избежать возможного монтажа элемента в другие патроны.

Основные разновидности устройств такие:

  • ВА — деталь, оборудованная цоколевкой штифтового типа;
  • W — стеклянный компонент, в данном случае проволочные контакты выводятся наружу, этот тип обычно применяется для установки в поворотные огни;
  • Р — такая маркировка свидетельствует о наличии фланцевой цоколевки — внутри конструкции расположена линза, предназначенная для направления света в определенную область;
  • Е — данный символ предупреждает о том, что устройство имеет резьбовую поверхность, которая сначала использовалась в лампочках накаливания, на данный момент этот тип наиболее популярен среди автомобилистов;
  • ВАY — эта комбинация также говорит о цоколевке штифтового типа;
  • BAZ — устройство относится к подвиду штифтовых элементов, однако в конструкции должно быть незначительно смещение штифтов;
  • G — компонент со штыковой цоколевкой.

Это были рассмотрены наиболее популярные виды, теперь вкратце расскажем о других разновидностях:

  1. F — конструкция устройства предусматривает наличие одного штыря.
  2. R — в данном случае контакт утоплен. Такой подвид рассчитан на более повышенную мощность, а также он может использоваться в среде с более высокой температурой. Как правило, это обозначение кварцевых и галогенных устройств, поскольку сами по себе они характеризуются небольшой массой и размерами.
  3. Т — телефонный тип, однако применяется он для обеспечения освещения в контрольном щитке транспортного средства.
  4. b — элемент оборудован рифленый штырем.
  5. с — в данном случае штырь будет иметь особую форму.
  6. а — цилиндрический тип штыря;
  7. S — софитное устройство, в котором цоколевка расположена на одной из сторон трубчатой лампочки. В быту такие детали используются в подсветках, светильниках, но и в автомобильных приборах софитные лампочки — не редкость.
  8. К — конструкция устройства подразумевает наличие кабельных соединений (автор видео — канал ПРОСТЫЕ ШТУКИ).

Также следует отметить, что между собой цоколевки могут отличаться не только по виду, но и по различному количеству контактов.

В данном случае маркировка будет следующей:

  • s — это значит, что в конструкции используется один контакт;
  • d — два контакта;
  • t — устройство с тремя контактами;
  • q — четыре;
  • р — лампочка, в конструкции которой предусмотрено пять контактов.

Чтобы лучше разбираться в обозначении световых компонентов, предлагаем вам также ознакомиться с фотографиями устройств. Не каждый автолюбитель должен знать обо всех видах, тем более, что как видно в статье, разновидностей осветительных устройств достаточно много.

Маркировка ксеноновых ламп

Ксеноновые лампы еще называют газоразрядными, за счет особенностей конструкции. Использование газоразрядных ламп стало последней тенденцией в современном автомобилестроении. Ксеноновые лампы имеют уникальные особенности работы: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, нагнетающий дугу электронов, тем самым создается свет.

Ксеноновая лампа h4 излучает теплый, синий свет с температурой 8000К, такие лампы очень приятны для зрения. К преимуществам использования ксеноновых ламп в автомобилестроении стоит отнести высокую эффективность, долгий срок службы, надежность работы.

Это обеспечивается отсутствием нити накаливания, которая трескается или ломается. Ксеноновые лампы разжигаются быстрее стандартных моделей и создают далёкий и чистый свет. Ксеноновые лампы невозможно изготовить кустарным методом, только в заводских условиях, что значительно снижает шансы купить неоригинальную, кустарную продукцию.

Немалой популярностью пользуются биксеноновые лампы для автомобилей.Так что такое биксенон, чем он отличается от ксенона.В машинах для получения ближнего и дальнего света, как правило, применяются две различные по мощности лампы — Накаливания, галогеновые,ксеноновые или другие.

Так вот биксенон заменяет сразу их две, поскольку имеет возможность в своей конструкции даже при нераздельной оптике менять направление света, т.е

осуществлять переключение последнего – с дальнего на ближний и наоборот.При малом или тусклом освещении авто стоит обратить внимание на предложения современного рынка – лампочки, в основе которых биксенон

Именно биксенон способен в значительной степени улучшить световые характеристики автомобиля. В среднем, качественный биксенон отличается возможностью 3-х кратного увеличения потока света.Световые приборы, в которых главным элементом является биксенон устанавливают в головную оптику машины.

Яркий, чистый биксенон помогает улучшить видимость в темное время суток. Это повышает уровень комфорта машины. Биксенон имеет характеристику света — насыщенность свечения или, так называемую, цветовую температуру, от теплого желтого 3000К (Кельвинов) до яркого голубого 6000К и выбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от пожеланий.

Типы и характеристики автомобильных ламп

В любом транспортном средстве присутствует несколько видов освещения, как внутреннего, так и внешнего, и каждому соответствует свой тип автомобильных ламп.

Галогенные

Этот вид отличается от ламп накаливания формой колбы, высотой спирали, а главное, видом инертного газа. Это стало причиной того, что частицы вольфрама, отделяемые при освещении, не оседают в стеклянной колбе, а вновь возвращаются на нить накала.

В итоге повышается пропускная способность света. Область применения этого вида ламп – головной свет автомобиля и противотуманки.

Газоразрядные

Этот вид автомобильных лампочек был разработан в середине 90-ых годов. Более высокую эффективность по сравнению с галогенными аналогами обеспечивает иное конструктивное решение. Излучение света происходит за счет возникновения электрической дуги между 2-мя электродами. Отличить ксеноновый (газоразрядный) источник от галогенного можно по характерному синему оттенку света. Высокая температура накаливания нити не вредит деталям, скрытым в цоколе за керамической вставкой и фланцем из металла. Дополнительную защиту гарантируют высококачественные термоизоляционные материалы.

Фокусируется световой пучок за чет установки оптики с линзами. Монтаж ксеноновых фар происходит только на заводах и в предусматривающих это конструкциях автомобилей. Одно из главных преимуществ таких ламп – долгий срок эксплуатации.

Светодиодные

Широкое распространение получили и LED-лампы. Их основное достоинство – это мощная светоотдача. Благодаря этому ими могут комплектоваться приборы любых габаритов и конструкции.

Поток света возникает при воздействии тока из источника питания на полупроводники, в результате чего высвобождаются фотоны (электромагнитные частицы). Светодиоды отличаются низким потреблением электроэнергии, ударостойкостью и экологичность.

Накаливания

Строение этого источника света знакомо многим. Стеклянная ваккуумированная колба содержит нить из вольфрама, которая и генерирует свет при нагреве. Сегодня этот вид лампочек практически не используется в автомобилестроении из-за малого срока службы по сравнению с другими видами.

Напряжение

Следующим параметром, принципиально дифференцирующим лампы по сферам использования в быту, является напряжение электросети, которое для конкретного вида ламп будет рабочим. Стандартизировано несколько диапазонов напряжения, и самыми распространенными при этом являются лампы с рабочим напряжением в 220 Вольт. В случае подключения лампы в сеть с большим напряжением, чем то, на которое она рассчитана, она неминуемо перегорит. При меньшем напряжении она будет выдавать существенно меньше света, что сводит на нет возможность ее применения по назначению. Данные о рабочем напряжении каждой лампы указаны в ее маркировке.

Нестандартные элементы

Перечисленные виды цоколей относятся к стандартизированным элементам. Но встречаются и нестандартные устройства, применяемые в проекционных лампах. Среди них цоколь (К), оснащенный кабельным соединением, специализированные элементы, являющиеся частью ксеноновых осветительных приборов. Последние маркируются буквой Н и цифровыми значениями, соответствующими модификации устройства.

Галогенная лампа MR16

Встречаются элементы, на которых указан тип лампы. Вид цоколя в данном случае нужно определять самостоятельно. Например:

  • MR16 (цифровое значение меняется в зависимости от величины диаметра) – стандартное обозначение галогенных ламп накаливания со штырьковым цоколем G, оснащенных отражателями;
  • R50 – типоразмер рефлекторного осветительного устройства, оснащенного резьбовым цоколем Эдисона, где цифры указывают на величину диаметра соединительной части;
  • 2D – обозначение малогабаритных люминесцентных устройств, с цоколем G10q или GR8, где ламповые колбы имеют форму дуги.

Лампа 2D

Спросом у покупателей пользуются лампы-колбы, имеющие форму стеклянной трубки, и отличающиеся друг от друга диаметром и типом цоколя.

Люминесцентная лампа

Необходимо помнить, что в разных осветительных приборах монтируются различного вида патроны, в котором можно зафиксировать только лампочку с соответствующим цоколем. Поэтому, выбирая лампу для светильника, следует тщательно изучить маркировку на цоколе устройства, которое уже использовалось в данной осветительной конструкции.

Применение ламп с цоколем миньен

Устройства с цоколем Е14 выпускаются для дома, где они используются как источники общего или локального освещения, помимо этого такие лампы могут выполнять роль подсветки в различных бытовых приборах (например, лампа для холодильника).

Постепенно лампы накаливания вытесняются энергосберегающими аналогами, источники, рассчитанные на использование в патронах типа миньен, не являются исключением. Но при их выборе необходимо учитывать, что размеры энергосберегающих ламп не столь компактны, поэтому может случиться так, что они не поместятся в плафоны некоторых люстр или бра.

Энергосберегающая лампа Филипс (Philips), тип цоколя E14

Второй фактор, ограничивающий применение энергосберегающих источников освещения как под цоколь Е27, так и Е14, – их относительно высокая цена. В настоящее время лампы накаливания стоят дешевле, но по мнению специалистов,1 в ближайшее время эта ситуация исправится в лучшую сторону.

Необходимо заметить, что благодаря развитию интернет-торговли стоимость ламп примерно одинаковая во всех городах России, например, в Москве и Екатеринбурге цена на них практически не отличается.

Классификация, типы и обозначение цоколей автомобильных ламп

Разновидности европейских и отечественных ламп.

Еще в Советском Союзе были приняты четыре основных кратких обозначения автомобильных ламп, выпускаемых на данной территории:

  • АКГ (такое обозначение имели кварцевые лампы галогенного типа);
  • АС (данное обозначение имели автомобильные софитные изделия);
  • АМН (этим обозначением характеризовались миниатюрные типы);
  • А (так отличались простые составляющие для транспортных средств).

Как было принято, данные сокращения продолжались цифрами, обозначающими номер разработчиками и мощность прибора. Стоит отметить, что данные надписи или их сокращения сейчас можно заметить только на старых отечественных транспортных средствах. На сегодняшний день эти шифры не применяются, потому как имеют существенный минус – отсутствие обозначения определенного типа лампы.

Автомобильные лампы по цоколю

Сегодня на авторынке можно заметить товары с другими обозначениями. Новые правила шифра приняты, согласно всемирно известному стандарту ЕСЕ. Для отличия изделий используются такие шифры и сокращения:

  • W (приборы, вмещающие в себя стеклянные элементы);
  • T (миниатюрные лампочки);
  • R (конструкции, характеризующиеся девятнадцати миллиметровым диаметром колбы с пятнадцати миллиметровым диаметром цоколя);
  • H (галогенные приборы для освещения);
  • Y (присутствие такой надписи указывает покупателям на оранжевый цвет колбы).

Также существуют виды цоколей автомобильных ламп, которые отличаются определенным количеством контактов: начиная от одного, и заканчивая пятью.

Разновидности лампочек в зависимости от типа цоколя

Помимо всех выше перечисленных обозначений приборов для освещения, существуют их классификация и маркировка по присоединительному цоколю. Разные типы соединителей способны предотвратить процесс установки лампочек в другие патроны. Первые семь являются основными видами:

  • BA (изделия с установленным цоколем штифтового типа);
  • W (выполненный из стекла) Контакты из проволоки выходят через колбу наружу. Используются для подворотников авто;
  • P (присутствие в приборе особого фланцевого цоколя) Внутри есть специальная линза, направляющая освещение на заданную область. Находится в прожекторах, уличных фонарях, навигационных огнях и т.д;
  • E (знак, указывает, что элемент отличается резьбовой поверхностью) Очень популярен у потребителей. В первое время использования изделия с таким цоколем были накаливаемого типа, теперь они идут как энергосберегающие;
  • BAY (обозначает наличие цоколя штифтового типа);
  • BAZ (деталь относится к ряду штифтовых, но имеет некоторые смещения штифтов в радиусе);
  • G (штыковой цоколь) Идет на многие лампы от малых галогеновых до потолочных люминесцентных.

Другие типы цоколей:

  • F – элемент имеющий один штырь;
  • R – с утопленным контактом. Данный вид рассчитан на высокую мощность и температуру. Чаще всего это кварцевые, галогеновые лампочки, они очень легкие и малогабаритные;
  • Т – телефонный. Но используется для освещения в приборной панели машины;
  • b – имеет рифлёный штырь;
  • c – штырь особой формы;
  • a – цилиндрический;
  • S – цоколь софитный. Находится с одной из сторон трубчатой лампы. Найти можно в подсветках уборных и зеркал, светильниках или сценическом оборудовании. Также его можно встретить и в машинных приборах;
  • K – есть кабельные соединения.

Помимо этого, цоколь имеет разное число контактов, которые обозначаются соответствующими буквами:

  • s — один;
  • d — два;
  • t — три;
  • q — четыре;
  • p — пять.

Для более простого отличия между осветительными приборами, лучше хорошо изучить список с картинками таких приборов. Бывают случаи, когда человек не имеет никакого желания запоминать сокращения огромного количества цоколей осветительного прибора для машин. Можно пойти другим путем, чтобы ситуации разрешилась: необходимо взять испорченную лампу, и отнести ее в магазин. Там специалист подберёт оптимально подходящий прибор, полностью идентичный старой модели.

Основные типы автомобильных ламп

Охлаждение

Резьбовой винтовой цоколь

Это старейший и самый распространённый вид цоколей. Его используют с момента изобретения лампочки накаливания Томасом Эдисоном в 1909 г. В честь автора такие цоколи маркируют инициалом E. Число, следующее за литерой, означает их диаметр в миллиметрах.

Чтобы лампа с резьбовым цоколем заработала, её необходимо вкрутить в патрон (подобно винту) по часовой стрелке. Такие лампочки подключают в сеть с переменным током 220 вольт.

В домашнем хозяйстве повсеместно используются винтовые цоколи типа Е диаметром в 14, 27, реже в 40 мм.

Миниатюрный цоколь Е14, называемый также миньоном, распространён в бра и маленьких светильниках (например, удобен для освещения санузла). Лампы с цоколем в 14 мм имеют вытянутую форму и напоминают пламя свечи.

Стандартный для квартирного освещения цоколь Е27 встречается в люстрах, настольных лампах и настенных светильниках. Им оснащаются лампочки довольно обширного диапазона мощности – от 15 до 200 ватт, рассчитанные на работу с напряжением сети 220 вольт.

Крупный цоколь Е40 (он же «голиаф») идеален для мощных ламп, установленных в больших помещениях. Мощность Е40 может доходить до 150 ватт, что в 5-10 раз превосходит мощность классических ламп Е27.

Типоразмеры цоколей: сферы применения + фото

Маркировка расскажет лишь о принадлежности лампы к одному из видов, но полную информацию можно получить лишь ознакомившись с разными вариантами цоколей. Практически в каждой конструкции есть еще несколько размеров, определяющих применение.

Резьбовые (E)

Модели с резьбовыми цоколями еще называют лампами Эдисона в честь изобретателя. Это самый распространенный вариант цоколей, используются повсеместно, широк и ассортимент ламп: от обычных приборов накаливания до современных светодиодных.

Резьбовые элементы.

Размеры резьбовых лампочек разделяют на 4 категории:

  • E10 – самый маленький вариант, используется в компактных осветительных приборах, бытовой технике;
  • E14 – популярный бытовой вариант освещения в светильниках подвесных, настенных, настольных;
  • E27 – самый популярный вариант, также применяется для освещения средней мощности;
  • E40 – устанавливается в мощных лампах, в частности, в уличных фонарях.

Штыковые (G)

В данных устройствах контактными соединением уже выступает не резьба, а штырьки. Простая конструкция обеспечивает надежное проведение электричества, цоколь используется в галогенных, люминесцентных, светодиодных источниках света.

Штырьковое соединение.

Распространенные штырьковые типоразмеры:

  • G4 – им оснащаются миниатюрные галогенные и светодиодные лампы, которые применяются в освещении мебели, магазинных витрин;
  • G5.3 – устанавливается в галогенных и светодиодных лампах для спотов;
  • GU10 – отличаются от G наличием поворотных соединений для увеличения прочности;
  • G13 – один из самых популярных штырьковых цоколей, используется в трубчатых лампах освещения;
  • G23 – устанавливается в светильниках подвесных и настольных.

Настольные (2G11)

Эта разновидность используется в люминесцентных настольных лампах, внешне похожа на G23. Колба имеет вытянутую П-образную форму, конструкция дополнительно оснащается пусковым стартером и конденсатором. 2G11 используется не только в осветительных приборах, но и в дезинфицирующих, с ним производят бактерицидные ультрафиолетовые лампы.

УФ светильник с 2G11.

С глубоким контактом (R)

Основное отличие от других цоколей в утопленном контакте. Самый распространенный типоразмер – R7s, им оснащаются светодиодные и галогенные лампы прожекторов, производственных светильников. Дополнительно в маркировке может быть указано число, которое обозначает длину лампы. Еще одна сфера применения приборов с цоколем типа R – автомобильная.

Схема контактов R7s.

Штифтовые (B)

Установлены в двухспиральных автомобильных источниках света. Особенность в том, что лампа правильно фиксируется только в одном положении благодаря выступающему элементу. Это необходимо для строго заданной технической характеристики направления света. Чтобы зафиксировать такую лампочку в разъеме, нужно ее вставить с нажатием и поворотом.

Конструкция с штифтом фиксации.

Софитные (S)

Использовались в основном в сценическом оборудовании, благодаря которому и получили свое название. Сегодня с софитными цоколями делают лампы для декоративной подсветки (мебель, зеркала) и функциональной в авто (салон, номерные знаки).

Софитные осветительные элементы.

Фокусирующие (P)

В конструкции такого цоколя есть сборная линза, она предназначена для направления фокусировки света. Благодаря этому, лампа вставляется в определенном положении и фиксируется. Фокусирующие источники света распространены в фонариках, кинопроекторах.

Цоколь автомобильной лампы P20d

Телефонные (T)

Миниатюрные лампы, устанавливаются в щитах автоматики, для подсветки панелей, в пультах дистанционного управления. Цифрой по стандарту обозначается диаметр, но в телефонных цоколях он измеряется в дюймах, так, у T5 диаметр составит 5/8 дюйма, что равно 1,59 см, а у T10 – 3,17 см.

Миниатюрные лампочки T5

Проволочные или бесцокольные (W)

Наличие цоколя как такового в конструкции не предусмотрено, его функции выполняют контакты, исходящие из основания лампы. Цифрами в маркировке обозначается толщина основания с одним токовым вводом. Они применяются в праздничных световых гирляндах, автомобильных поворотниках.

Устройства с символом W

Последовательность устранения неисправности

Тип оптики

Фары делятся по назначению. Каждая буква отвечает за особенности и функционал:

А – место расположения сбоку; В – маркировка противотуманных фар; С – оптика, отвечающая за ближний световой поток; R – фара дальнего света. Сдвоенное обозначение CR или C/R говорит о совместном использовании для дальнего и ближнего потока света. HR — дальний с галогенной лампой.

Расположение световых приборов на автомобиле устанавливается ГОСТами и регламентами о безопасности транспортных средств.

Так, маркировка на фаре в виде буквы В говорит о том, что это ПТФ и ее запрещается использовать в качестве основного источника света в ночное время суток.

Световые элементы

Существующие типы маркировки автомобильных фар:

  1. HC/HR – предназначается только для галогеновых ламп. При этом в оптике установлено 2 модуля на дальний и ближний свет.
  2. HCR – для обеспечения света во всех режимах используется одна лампа с колбой, наполненной галогеном.
  3. CR – оптика разработана под классические лампы накаливания.
  4. DC, DR, DCR говорит об использовании фар под ксенон для ближнего, дальнего или совместного режима освещения соответственно.

В оптике, разработанной для газоразрядных ламп, запрещено использование элементов с галогеном и наоборот. Данная фара обеспечит регламентированный луч только с заводским типом лампы.

Маркировка в соответствии с регионом

Первая цифра в коде говорит о соответствии оптики с регламентами и международными стандартами разных стран.

  • Е – означает маркировку для европейских, японских машин;
  • DOT, SAE – для американских моделей.

Дополнительная цифра рядом с кодом указывает место изготовления оптики: цифра 4 указывает на Голландию, 1 – на Германию, а 2 и 3 — на Францию и Италию.

Китайские заменители оригинальной оптики зачастую не соответствуют заявленным характеристикам и не могут обеспечить безопасность на дорогах общего пользования

При покупке поврежденной фары следует обращать внимание только на оригинал или качественные дубликаты. Дополнительный код PL говорит о пластмассовом отражателе, который собирает световой пучок

Направление движения

В регионах может отличаться направление встречного движения. От этого зависит не только угол света, но и высота луча, обеспечивающая комфортное вождение для всех участников дорожного движения.

Для регионов с правосторонним движением стрелка направлена вправо, а с левосторонним – влево.

Американские модели не оснащаются галкой, подходят для разных типов движения и имеют код с двумя стрелками.

Фирма-изготовитель

Каждый производитель ставит шильдик или название марки на фарах. Этот признак говорит об оригинальной детали, которая отвечает всем заявленным требованиям. Такая деталь прослужит долгие годы.

Отсутствие обозначения на стекле или корпусе под капотом свидетельствует об установке неоригинальной оптики из-за крупной аварии. К оптике 1 класса можно отнести только оригинальный продукт. Заменители не могут обеспечить требуемую освещенность, люксы от ламп, а также прочность при попадании небольших камней.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Галогенные

Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачаны галогениды брома и йода. Эти галогены препятствуют прилипанию частичек испаренного вольфрама к внутренней поверхности стекла. Активно перемещаясь внутри колбы эти частички попадают обратно на нить накала и свариваются с ней под действием температуры. Таким образом, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс все же не бесконечен, так как испаренные частицы оседают в хаотичном порядке, образуя неравномерные по толщине участки, что в итоге приводит к перегоранию нити в тонких промежутках. Для головных фар, кроме однонитевых, применяют двухнитевые лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего, а вторая для дальнего света.

Кроме увеличенного в два раза ресурса работы, галогенки светят в два раза ярче обычных ламп накаливания и подобный автосвет широко применяется по сей день.

Газоразрядные

В конце прошлого столетия галогенки были частично вытеснены ксеноновыми лампами. В отличие от предшественников эти приборы работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп изготавливается из прочного кварцевого стекла, внутрь колбы закачивается газ ксенон, а с двух сторон в нее впаиваются два вольфрамовых электрода с проставками из инвара. В момент подачи напряжения на электроды между ними возникает разряд с излучением фотонов света. Так как сам ксенон формирует столб светящейся плазмы только возле катода, то в колбы автоламп добавляют ртуть, соли натрия и скандия. За счет этого основной поток света формируют пары солей и ртути, а ксенон служит для первичного запуска и разогрева основных элементов. Свет таких ламп дает яркий поток, теплотой до 6000 K. Именно эти характеристики так привлекают владельцев авто, но для запуска и работы газоразрядок необходим специальный балласт.

Схема включения в цепь.

Для фар, где не предусмотрена раздельная оптика используют биксеноновые лампы — те же ксенонки, но установленные в специальный механизм, регулирующий фокусное расстояние и направление свечения. Фары, не имеющие подобного механизма, лишены возможности переключения между режимами ближнего и дальнего света с ксеноновыми лампами.

Читайте: 6 лучших моделей ксеноновых ламп

Светодиодные

Следующая ступень эволюции в автосвете — LED лампы. В качестве источника света здесь выступает полупроводниковый кристалл, помещенный под люминофорную заливку. В конструкции лампы имеется схема управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Так как LED элементы и драйвер сильно греются, то для теплоотвода необходим массивный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде дорожек, имитирующих нити накала. Верхняя дорожка отвечает за ближний, а верхняя за дальний свет, причем обе группы прикрыты полусферами, отсекающими прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют ресурс работы до 20000 часов и теплоту света практически в любом необходимом диапазоне, вплоть до 8000K, что делает их самыми долговечными и яркими среди всех аналогов. Главный недостаток светодиодных автоламп в том, что у них нет светораспределения по всему радиусу рефлектора и линзы, как у галогенок или ксенонок. Отсюда вытекает две проблемы:

  1. Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, далеко не всегда совпадающем с конструкцией посадочного места в фаре.
  2. Для реализации всего потенциала таких приборов необходима оптика и рефлекторы изначально разработанные под LED лампы.

Последняя разработка, основанная на LED технологии — лазерные фары. Эта инновация позволила увеличить дальность свечения головных фар до 600 метров, но слишком узкий конус света и космические расценки на лазеры пока не дают распространиться новинке на рынке автосвета в полной мере.

Рекомендуем: 7 лучших светодиодных ламп для авто

Виды автомобильных ламп

 Обычные лампы накаливания

Первыми на авто устанавливались лампы накаливания, которые сейчас уже называют классическими. Изобретение Эдисона, которым данная лампа и является, представляет собой прозрачную сферическую колбу, с помещенной внутрь спиралью из вольфрамовой проволоки, причем из колбы выкачан весь воздух. При подаче электроэнергии на спираль, она способствует разогреву проволоки, сопровождающегося световым излучением. Однако у таких ламп КПД очень низкое – всего 6-8%. Температура нити в 2000 градусов по шкале Кельвина, с ее желтым оттенком тоже сейчас уже считается слабой. Данная характеристика значительно не «дотягивает» до естественного солнечного света, поэтому для восприятия человеческому глазу такая лампа накаливания не очень подходит.

При этом данная лампа восприимчива к высоким температурам, а сам вольфрам может оседать в виде мелких частиц на внутренней поверхности прозрачной колбы, которой вызывает затуманиванием. Из-за конструктивных особенностей лампы накаливания не способны произвести фокусировку светового пучка отражателями.

Галогеновые лампы

Появление на рынке галогеновых ламп позволило решить много неудобств, которые были при эксплуатации обычных автомобильных ламп накаливания. У этих элементов изменилась форма колбы, она приняла цилиндрическую форму, что сказалось также и на размере вольфрамовой спирали. Внутри колбы находится уже не вакуум, а инертный газ, включающий и пары галогена. Данная особенность конструкции галогеновых ламп привела к появлению процесса самоочищения, поскольку частицы вольфрама не оседают на колбе, в процессе эксплуатации снова оседают на спирали. Поскольку затуманивания стекла не происходит, то пропускная способность светового пучка у этих ламп выше. К тому же цветовая температура у галогеновых ламп выше – 2700-3000 Кельвина, что обеспечивает лучшее восприятие света глазом.

Видео: Тест ламп H4

Но в такой конструкции есть и недостаток – любое прикосновение к колбе рукой может привести к нарушению распределения энергии внутри колбы, что в свою очередь – к появлению трещин в колбе и поломке лампы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы, они же газоразрядные, считаются одной из самых последних разработок в сфере автомобильных осветительных приборов. Внешне такие ламп очень сходны с галогеновыми, но принцип их работы и конструкция – отличаются. Колба такой лампы заправлена ксеноном, и при подаче электроэнергии, внутри ее провоцируется появление дуги между электродами, создающей световой пучок. У таких ламп цветовая температура очень большая. Причем выпускаются разные модели, дающие свой оттенок света. Так, лампа на 8000 К обеспечивает световой пучок с синим оттенком, а у ламп на 5000-7000 К этот пучок по оттенку приближается к солнечному. Эффективность освещения ксеноновых ламп значительно превышает описанных выше, при этом они достаточно надежны, поскольку ее конструкция наличие вольфрамовой спирали не предусматривает.

Но имеются у этих ламп и недостатки и первый из них – потребность в использовании дополнительного оборудования (блок розжига), обеспечивающего подачу напряжения в 20 тыс. вольт на лампу, необходимого для появления дуги. Вторым недостатком является все тот же мощный пучок света – для водителя такая лампа светить будет хорошо, а вот для едущих ему на встречу такой свет может сильно мешать и ослеплять.

Данный тип ламп имеется достаточно сложную конструкцию, поэтому в кустарных условиях ее не изготовить, что исключает возможность приобретения на рынке поддельных осветительных элементов.

Светодиодные осветительные элементы

На первых порах данные лампы устанавливались только в задних осветительных приборах – стоп-сигналах, задних габаритных огнях и т. д. Первые светодиодные лампы белого цвета стали устанавливать в 2004 на модель А8 W12 компании Audi. По пришествию очень короткого срока технология LED, которой и являются светодиодные лампы, стала очень популярной и уже вполне возможен полный переход на них при выпуске автомобилей.

К достоинствам светодиодных ламп относится:

  1. Вибро- и удароустойчивость;
  2. Значительный ресурс;
  3. Небольшое потребление электроэнергии;
  4. Большая световая температура;
  5. Экологичность;

При этом смена любой другой лампы на светодиодную не сопровождается какими-либо переработками авто, вполне достаточно выяснить, какой тип гнезда используется на авто, и подобрать лампу согласно таблице сходности осветительных элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector