Основные неисправности аккумуляторных батарей, методы их устранения

Содержание:

Аккумулятор пора менять: основные симптомы

Показателем полностью рабочего аккумулятора можно назвать его способность отдачи и приема тока в соответствии с характеристиками. К примеру:

  • прием тока на 1/10 от общей емкости;
  • отдача тока с мощностью, соответствующей заявленной;
  • стартерные возможности, а именно сила пускового тока, равные показателям заявленным концернами для конкретной марки и модели авто;
  • сохранение заряда на длительный период.

Если аккумулятор не справляется с вышеперечисленными функциями, он неисправен.

Признаки того, что аккумулятор «умирает», должны знать все автолюбители:

  1. Автомобильный аккумулятор не в состоянии завести двигатель без видимых на то причин (при условии, что он заряжен).
  2. АКБ плохо держит напряжение – не поддается зарядке или разряжается в считанные минуты.
  3. У электролита появляется мутный окрас ближе к черному.
  4. Батарея нагревается, когда заряжается и после плохо остывает.
  5. У АКБ появляется неприятный запах.

Чтобы провести максимально тонкую и точную диагностику, необходимо применение спец приборов и инструментов, например нагрузочной вилки, мультитестера, токовых клещей и т.п.

Но в случае, когда вы не располагаете данным списком инструментов, а в сервис по тем или иным причинам поехать не можете, есть довольно простой способ определить признаки умирающего аккумулятора автомобиля.

Не заводя автомобиль, необходимо включить фары дальнего света на полчаса, а затем попытаться завести двигатель. В случае неисправности и небольшой емкости автомобильного аккумулятора, машину просто не получится запустить, или вас ждет затруднительный старт.

При наличии вольтметра или, проще говоря, мультиметра, легко можно узнать о серьезной поломке или низком уровне заряда. Точность такого способа – 90%.

Потребуется снять с АКБ клеммы, а вольтметр настроить на измерение напряжения в диапазоне 20 вольт. Прибор подключается к батарее, к соответствующему токовыводу: плюс к красному щупу, а минус — к черному.

О чем говорят полученные показатели:

  • В диапазоне 11,9 – 12,2 вольт. Происходит полный разряд аккумулятора, при котором необходима срочная зарядка. Поскольку сильно разряженная батарея не способна правильно запустить двигатель, она может вас подвести в ответственный момент.
  • Диапазон 11,2 – 11,7 вольт может говорить об обломе одной из пластин. Из-за этого увеличивается сопротивление внутри аккумулятора, а напряжение, наоборот, уменьшается. Вследствие чего сила пускового тока не превышает 110 – 160 А. Этого недостаточно для запуска двигателя.
  • Диапазон 10,4 – 10,7 вольт. Автомобильный аккумулятор с такими показателями разряжается моментально и практически не держит заряд. Поэтому использование батареи становится невозможным.
  • Результат менее 9,0 вольт свидетельствует о глубоком разряде при долгом простое или незакрытом до конца багажнике, оставленном включенным свете в салоне и т.п.

Общие сведения

Для лучшего определения причины неисправности пригодится знание устройства аккумулятора и принципов его работы. В составе любой имеется 6 пар противоположно заряженных пластин. Так называемые гальванические пары могут как накапливать электрический заряд, так и отдавать его. При запуске автомобиля идёт пиковый разряд аккумулятора, требующийся для работы стартера. При минусовых температурах процесс запуска — главное испытание для батареи.

Во время движения транспортного средства бортовая сеть получает питание от генератора, а все излишки идут на При всех исправных элементах процесс заряда-разряда работает в оптимальном режиме. Но при увеличенной нагрузке, когда включены фары дальнего света, работает отопитель и стеклоочистители, питания от генератора может не хватать. В этом случае аккумулятор будет разряжаться. Диагностика аккумулятора автомобиля в любом случае необходима. О её вариантах — немного позже.

А сколько ампер в аккумуляторе автомобиля? Для характеристики АКБ важнее информация о том, сколько ампер/часов он будет работать. Эта цифра колеблется от 50 до 100. А вот конкретно количество ампер, выдаваемое аккумулятором, будет зависеть от нагружаемого сопротивления.

Мультиметр в помощь

Теперь к вопросу о том, как проверять аккумулятор автомобиль на предмет работоспособности. Здесь на помощь приходит универсальный прибор. Это мультиметр.

С помощью простейших моделей можно проверить:

  • показатели напряжения;
  • ёмкость;
  • заряд;
  • возможные утечки тока.

Он даст возможность понять, рабочий этот аккумулятор или нет. Причём проверить это довольно легко.

Проблема в том, что не всегда проверка работоспособности эксплуатируемого аккумулятора под капотом автомобиля проводится вовремя. Водители не реагируют до тех пор, пока не проявляются действительно серьёзные признаки. Визуально неисправность может никак не проявляться. Хотя реальный ресурс уже почти на нуле.

Самое правильное решение — это включение аккумуляторной батареи в список стандартно проверяемых параметров. Это уровень масла, количество омывающей и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах, на которых ездит машина.

Нужно понять, как мультиметр помогает в проверке работоспособности.

Замеры напряжения

Проверка напряжения с использованием мультиметра даёт наглядное представление о текущем состоянии батареи. Поэтому провести такой тест будет полезно. Плюс он простой в реализации.

Неудивительно, ведь напряжение — ключевая характеристика для любой аккумуляторной автомобильной батареи.

Провести диагностику можно по такому алгоритму действий:

Сначала делаются замеры без воздействия нагрузки. Для этого лучше снять с АКБ клеммы и извлечь устройство из подкапотного пространства. При этом убедитесь, что аккумулятор заряжен, корпус чистый. Если вы заряжали батарею, то после завершения процедуры нужно подождать 3 часа.
Вооружитесь мультиметром. Переведите его в режим проверки напряжения. Порог измерения должен быть 20 В. Теперь щупы измерительного прибора подключите к клеммам аккумулятора. Сначала подключается минус, а затем идёт соединение с плюсом

Важно не перепутать полярность.

При исправном состоянии аккумулятора на дисплее прибора должны отображаться цифры в диапазоне от 12,4 до 12,9 В.
Теперь проведите такую же диагностику, но уже с нагрузкой. Для этого запускается двигатель

АКБ остаётся на своём месте. К подключенной батареи подводятся щупы мультиметра. Нормой считаются показатели от 13,4 до 14 В.

Если прибор показывает больше или меньше стандартных напряжений под нагрузкой и без, тогда имеются проблемы. Причём при высоких параметрах искать их нужно со стороны регулятора напряжения, либо генератора.

Заниженные характеристики требуют разбираться с самим аккумулятором. Проблема в нём.

Параметры заряда и ёмкости

Мультиметр также помогает проверять заряд и ёмкость аккумуляторных батарей.

Чтобы получить максимально точные сведения, после снятия АКБ с машины или отключения от зарядного устройства нужно выждать 5-6 часов.

Параметры заряда отражают текущие характеристики ёмкости аккумуляторной батареи:

  • если на дисплее мультиметра показано, что батарея заряжена до 12,7-12,8 В, то это 100% заряда, а также полная ёмкость;
  • при 12,4-12,6 В ёмкость снизилась до 75% от номинальной;
  • заряд в 12,2 В говорит, что от ёмкости осталось всего 50%;
  • если это 12 В и меньше, тогда параметры ёмкости составляют не более 25%.

Когда заряд падает ниже отметки 12В, это указывает на сильный разряд. Уже при 10,5 В батарея считается глубоко разряженной. Ошибочно считать, что глубокий разряд — это приближающиеся к 0 В значения.

Практика показывает, что при падении заряда меньше 10,5 В, восстановить АКБ бывает сложно. Не всегда это получается.

Проверка утечки тока

Ещё с помощью мультиметра проверяют ток утечки. В этом случае нужно переключить прибор в режим измерения силы тока, то есть сделать из него амперметр.

Только помните, что небольшая утечка является нормой для любого современного автомобильного аккумулятора. При этом значения не должны превышать 10-80 мА.

Чтобы выполнить проверку, необходимо:

  • отключить зажигание, извлечь ключ из замка, закрыть двери, но оставить открытым окно;
  • выключить всех потребителей;
  • переключить прибор в режим амперметра;
  • снять минусовую клемму;
  • плюсовой щуп подключить к АКБ, а минусовой к снятому проводу.

Теперь смотрите на дисплей измерительного прибора. Если цифры превышают допустимые значения, тогда есть избыточная утечка.

Определить источник проблем довольно легко. Можно просто поочерёдно извлекать предохранители и клеммы и следить, как меняются значения на табло. Если в какой-то момент цифры вернулись в норму, то причина в системе или устройстве, которые сидят на снятом предохранителе.

3 Второй способ – цикличный заряд-разряд

В продаже имеются автоматические зарядные устройства типа «Кедр» и подобные. В процессе зарядки они самостоятельно отключаются в нужное время. Предварительно проводим полную зарядку до максимально возможного уровня. Потом на 3–5 дней включаем в режиме тренировки. Параллельно ЗУ цепляем лампочку от поворотного фонаря, нажимаем соответствующую кнопку. Процесс происходит так: около минуты идет зарядка, затем 10 секунд разрядка. После тренировки заряжаем окончательно.

Разработано несколько схем самодельных устройств, которые подобно заводским выдают короткий импульсный ток заряда и проводят небольшой разряд в промежутках. На рисунке представлена схема, по которой нетрудно создать такое устройство, если есть знания по радиотехнике.

Подключаем его к клеммам и наблюдаем за светодиодами. Зеленое свечение говорит о готовности к эксплуатации, а желтое и красное – о необходимости десульфатации. Ее проводим так:

  • подключаем устройство на время, пока полностью не разрядится (гаснет светодиод D1);
  • подключаем ЗУ и заряжаем;
  • повторяем десульфатацию, пока не засветятся зеленым диоды D7, D8.

Возможно, процесс заряд-разряд придется повторять многократно. В особо запущенных случаях уходит неделя и больше. Особенность устройства в том, что оно потребляет всего 20 мА, его можно подключить к бортовой сети. Оно будет постоянно поддерживать нужное состояние АКБ, не влияя на работу генератора.

Если импульсного ЗУ нет, а самостоятельно сделать не можем, пробуем использовать ручной режим. Берем простой зарядник с фиксированными настройками. Выставляем 14 В и 0,8 А, оставляем на 8–10 часов. Вольтметр покажет возросшие параметры. Обязательно оставляем на сутки отстояться и опять заряжаем, но током 2 А. Вольтаж с плотностью немного возрастут.

Запускаем процесс десульфатации. Подключаем лампочку дальнего света. За 6–8 часов наблюдаем падение напряжения до 9 В, больше не допускаем – это то, что нам нужно. Придется контролировать вольтметром. Повторяем циклы:

  • ночь – заряжаем током 0,8 А;
  • сутки стоит;
  • опять ночь – зарядка током 2 А.

Пошаговая инструкция — как восстановить аккумулятор в домашних условиях

Главной задачей процедуры восстановления аккумулятора является — очистка пластин от налета, который мешает электролиту вступать в реакцию с активным слоем пластин АКБ. Очистка выполняется посредством использования специальных средств/присадок для сульфитации пластин аккумуляторной батареи.

  1. Необходимо взять свежий электролит (плотность — 1,28 г/куб.см.), в нем развести специальную присадку, которая выполнит десульфитацию пластин АКБ, процесс длительный и занимает примерно два дня.
  2. Получившийся раствор из электролита и присадки нужно залить вовнутрь батареи. Также следует проверить плотность, оптимальной считается плотность — 1,28 г/куб.см.
  3. Далее выкручиваются пробки АКБ и к электродам подключаются клеммы зарядного устройства. На зарядном необходимо выставить ток в 10 раз меньший от номинального. Эффект процедуры во многом зависит от правильно выбранного тока.
  4. После того как вы полностью зарядите аккумулятор, необходимо полностью разрядить его. Таких циклов нужно сделать несколько, следите за тем как будет происходить зарядка, аккумулятор не должен сильно нагреваться, а электролит ни в коем случае не должен закипеть.

  1. После 2-5 циклов проверьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, он не должен быть ниже 13,8 В., а также плотность электролита спустя примерно 2 часа после зарядки, она не должна снижаться. По завершению всех циклов зарядный ток снизится почти вдвое.
  2. Теперь вам нужно довести плотность электролита до 1,28 г/куб.см., для разбавления необходимо использовать дистиллированную воду, если нужно повысить плотность, то долейте электролит с большей плотностью.
  3. После завершения всех восстановительных процедур нужно проверить проделанную работу, то есть насколько АКБ вернул себе прежние свойства. Сделать это можно следующим образом: подключите к «аккуме» лампу и засеките время, за сколько напряжение станет ~10,2 В., дальше полученное время необходимо умножить на ток заряда, полученный результат будет равен реальной емкости аккумуляторной батареи.

Сравните полученные данные с номинальной емкостью батареи, если значение ниже, придется продолжить процессы разрядки-зарядки. Не стоит ждать идеальных значений емкости, однако постарайтесь «выжать» по максимуму, лишь в этом случае процедура восстановления будет считаться успешной. В конце всех восстановительных мероприятий проведите профилактику сульфитации, для этого добавьте в электролит специальные присадки, внимательно прочтите инструкцию и строго следуйте указаниям по дозировке.

На этом у меня все, спасибо за внимание, надеюсь вам это помогло. До новых встреч на АвтоПульсаре

Пока!

Конструкция и принцип работы АКБ

Конструкция АКБ довольно надежная, и тем не менее бывают случаи повреждения аккумуляторов либо из-за неаккуратного пользования, либо при неправильном обслуживании.

Дальнейшее использование батареи на авто при его повреждении невозможно. Но если был поврежден сравнительно новый аккумулятор, не стоит его сразу менять, можно попытаться его восстановить.

Для начала разберемся, какова конструкция кислотного АКБ.

Если внешне посмотреть на него, то он состоит из закрытого пластикового корпуса с двумя выведенными клеммами.

Конструктивно аккумуляторы являются обслуживаемыми и необслуживаемыми.

У обслуживаемых АКБ имеются закрытые пробками отверстия в верхней части корпуса батареи.

Необслуживаемые аккумуляторы такими отверстиями не оснащаются, есть только небольшое отверстие для отвода газов.

Внутри же корпус разделен на 6 секций, именуемых банками. В этих банках размещаются рабочие элементы батареи – комплект положительных и отрицательных свинцовых пластин с нанесенными на них активной массой.

Расположены они переменно, то есть — положительная пластина, рядом с ней расположена отрицательная, затем опять идет положительная.

Дополнительно, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин между ними располагается сепаратор.

Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выводную перемычку – баретку, которая подсоединена к мосту. При помощи баретки блоки каждой банки соединены между собой в общий мост с выводом на клемму.

Отдача электроэнергии у батареи производится за счет химических реакций, поэтому банки заполнены электролитом – строго дозированного раствора кислоты с дистиллированной водой.

Сам по себе аккумулятор электроэнергию не вырабатывает, он, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.

При зарядке батареи поступающая на клеммы электрическая энергия от зарядного устройства или генератора преобразуется в химическую. А при разряде производится обратный эффект.

Действует все это так: при подключении к аккумулятору потребителя энергии, между собой в реакцию вступают губчатый свинец отрицательных пластин с двуокисью свинца положительной пластины и электролит.

Между ними происходит хим. реакция, в результате чего высвобождается электроэнергия, которая и расходуется потребителем. При этом на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.

При зарядке аккумуляторной батареи происходит обратный процесс, в результате которого слой появившегося сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.

Если по-простому, то при разрядке АКБ с положительных пластин частицы свинца из-за хим. реакции переносятся на отрицательные. А при заряде аккумулятора эти частицы возвращаются обратно на положительные пластины.

Все это сопровождается высвобождением или потреблением электрической энергии.

Небольшой опрос

Основные неисправности АКБ

Окисление выводных клемм

Можно выделить 6 неисправностей:

  • повышенный саморазряд;
  • сульфатация пластин;
  • короткое замыкание между пластинами;
  • переполюсовка;
  • окисление выводных клемм;
  • трещины на корпусе.

Повышенный саморазряд

Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.

Основный признак проблемы – батарея теряет 40-50% заряда за 2 недели без подключения к ней потребителей.

Причины:

  • загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
  • использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
  • использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
  • попадание в ячейки металлических предметов.

Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.

Сульфатация пластин

Сульфатация пластин

Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.

Признаки:

  • повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
  • снижение плотности электролита в конце зарядки;
  • батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.

Причины:

  • низкий уровень электролита;
  • глубокая разрядка;
  • недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
  • долив электролита вместо дистиллированной воды.

Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .

Короткое замыкание

Признаки:

  • сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
  • снижение емкости и напряжения.

Причины:

  • коробление и разрушение пластин;
  • разрушение сепаратора;
  • перезарядка;
  • вибрация, расшатывающая крепление пластин.

Проблема устраняется заменой батареи.

Окисление выводных клемм

Клеммы после зачистки

Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.

Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.

Переполюсовка

Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.

Ремонту такой аккумулятор не подлежит и требует замены.

Трещины в корпусе

Трещина в корпусе

Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.

Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.

Почему так происходит

Не все автомобилисты понимают, почему банка в том или ином аккумуляторе замыкает.

Основная причина — это несоблюдение правил эксплуатации, а также рекомендаций производителя.

Компоненты внутри уложены плотно, с минимальным зазором. Это обеспечивает компактность корпуса АКБ. Батарея не занимает много места под капотом. Но близкое расположение имеет и обратный эффект. Это повышенная вероятность того, что разнополярные элементы соприкоснутся между собой.

Сульфатация пластины АКБ

Рассмотрев причины возможного замыкания пластин аккумулятора, удалось выяснить, что ведёт к этому осыпание массы, сульфатация, резкие удары по корпусу, неправильная зарядка, несвоевременное обслуживание и падение уровня электролита.

Если одна секция будет работать в режиме перегрузки, она начнёт быстрее остальных терять заряд, покрываться слоем сульфата свинца и выходить из строя.

Зная про причины, а также возможные последствия, к которым ведёт замыкание пластин внутри аккумулятора, логично узнать о правильных действиях по недопущению таких ситуаций. Это своевременное обслуживание, поддержание полного заряда, защита от саморазряда, а также аккуратное обращение при сильных морозах.

Но иногда даже тщательный контроль и обслуживание ведут к замыканию. Тут уже стоит изучить вариант с возможным заводским браком. Плюс в том, что это гарантийный случай. А потому батарею можно обменять на новую, либо вернуть деньги.

Nissan GTR

Странник

Определение уровня заряда аккумулятора

Определить уровень заряженности батареи можно несколькими способами. В зависимости от используемого оборудования выделяют следующие проверки:

  • с помощью мультиметра;
  • посредством нагрузочной вилки;
  • с помощью специального оборудования.

Самый простой и доступный из них — использование мультиметра или вольтметра. Замеры необходимо производить на отключённом от автомобиля АКБ и как минимум через час после того, как авто было заглушено

Это важно — для большей точности. Номинальный показатель напряжения на исправном аккумуляторе 12,5-13 вольт

При этом верхнее значение соответствует полностью заряженному, а нижнее — наполовину разряженному.

Для определения напряжения при нагрузке АКБ опять подключается к автомобилю и проверяется на запущенном авто. При этом показатель напряжения не должен быть ниже 13,5 вольт. Разброс измерений должен лежать в пределах 13,5-14 вольта. Если же напряжение на вольтметре меньше 13,5, то стоит задуматься о работоспособности генератора автомобиля.

Диагностика неполадок

Если в работе электрооборудования автомобиля наблюдаются неполадки, то специалист проверяет систему на наличие утечек. Для этого он использует амперметр, измеряя величину тока. Измерительный прибор подключается в разрыв цепи. Устройство должно быть рассчитано на величину тока не менее 10А. Все электроприборы и системы транспортного средства следует отключить. При нормальном функционировании электрооборудования и отсутствии критических нарушений в его работе, показания амперметра не будут превышать отметки в 10 мА. Не стоит забывать про отключение сигнализации, если она работает, то показатели энергопотребления могут вырасти до 20-30 мА. В любом случае, если прибор регистрирует скачки выше 30 мА, то имеет место утечка.

Перечень работ

Проверка уровня электролита

Проверка автомобильного аккумулятора начинается с проверки уровня электролита. Это делается простым визуальным способом. Сначала открывается доступ к внутренней части с пластинами. В разных аккумуляторах это реализовано различными способами. Чаще всего в верхней крышке снимается специальная заглушка, которая может быть общей для всех 6 «банок», а может — раздельной. Визуально электролит должен полностью покрывать пластины АКБ. Для точного определения уровня можно воспользоваться простой стеклянной трубочкой. Трубка опускается в аккумулятор, после чего верхнее отверстие прижимается пальцем, и она достаётся наружу. Здесь уровень можно легко померить линейкой.

Нормальным считается столб электролита над пластинами в 12-15 мм. Если жидкости меньше, её необходимо добавить. А если уровень электролита выше 15 мм, это тоже плохо. Лишнее нужно будет убрать шприцем или той же «диагностической» стеклянной палочкой. А что делать, если стоят необслуживаемые аккумуляторы? Диагностика неисправностей в таких случаях ограничивается тестерами.

Типы аккумуляторов и варианты реанимирования

Рассмотрим виды аккумуляторов и способы восстановления. Принято выделять следующие типы АКБ для автомобилей:

  • сурьмянистые;
  • малосурьмянистые;
  • кальциевые;
  • гибридные;
  • щелочные;
  • литий-ионные.

По технологии, применяемой в их изготовлении, аккумуляторы бывают:

  • Свинцово-кислотные.
  • AGM-батареи.
  • Гелевые.

Проведение неоднократной зарядки АКБ от источника малого тока. Причём процесс должен быть эпизодическим. Прерывать зарядку необходимо, чтобы потенциалы электродов в глубине и на поверхности металлических пластин выровнялись. В результате уровень напряжения на батарее в целом снизится, возвращая ее способность поглощать заряд.

Провести процедуру дисульфатирования. Она заключается в том, что под воздействием высокого напряжения происходит растворение сульфатов.

Производить такую процедуру требуется с перерывами после каждых прошедших 13 мин. Повышать напряжение следует за раз на 0,1В. Делать это нужно до того момента, пока емкость батареи не закончит расти.

В начале процесса реанимирования аккумулятора и на завершающей стадии в кислотный раствор понадобится долить воды, чтобы плотность была оптимальной.

Замеры показали…

Для автовладельца, имеющего в хозяйстве тестер, грех не воспользоваться им для оценки реального здоровья батареи. Нужно всего лишь измерить напряжение на клеммах аккумулятора — при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. При этом так называемое Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять примерно 12,6–12,7 В. Только не нужно себя обманывать: промежуток времени между остановом двигателя и замером должно составлять несколько часов — не меньше. В противном случае циферки будут явно завышенными.

При НРЦ менее 12,3 В батарею обязательно надо подзаряжать. Кстати, пускать мотор в таком состоянии она может и отказаться — нужно внешнее зарядное устройство. Если и после подзаряда ситуация кардинально не изменится — увы, готовьте деньги на новую. Особенно это касается ситуаций, когда НРЦ падает ниже 10,5 В. Стартстопные батареи еще могут это выдержать, а вот простые смертные имеют право помереть.

1 Неисправности аккумуляторов – симптомы болезни

В закрытой пластмассовой емкости расположены положительные и отрицательные пластины. Внутрь заливается раствор соляной кислоты, именуемый электролитом, образующий со свинцовыми пластинами гальваническую пару. На клеммы подается ток от зарядного прибора или генератора. Когда его накопится достаточно, аккумулятор автомобиля становится источником электроэнергии. Она расходуется на пуск двигателя, работу приборов и освещение.

Генератор восполняет потери энергии, но со временем по разным причинам накопленного запаса не хватает для нормального пуска двигателя. При правильной эксплуатации действует временной фактор: пластины стареют. При определенных условиях можно восстановить аккумулятор, вдохнуть в него новую жизнь. Существует несколько методов реанимации. Чтобы выбрать наиболее подходящий, определяем сначала причину неработоспособности.

Самой распространенной причиной умирания является сульфатация свинцовых электродов. Разряд сопровождается образованием налета на пластинах. Если не допускать критических разрядов, то при зарядке кристаллы растворяются. Но причины сульфатации не только в глубоких разрядах. Ее вызывают и другие обстоятельства: постоянный недозаряд, долгое хранение в разряженном состоянии.

Сульфатацию довольно легко определить визуально. Откручиваем пробки и осматриваем пластины. Светлый бело-коричневый налет свидетельствует о наличии процесса. Другие признаки, в том числе для необслуживаемых кислотных аккумуляторов:

  • при зарядке начинает очень быстро кипеть;
  • полностью заряженная батарея не крутит мотор, садится за несколько минут от обычной лампочки;
  • белый налет на корпусе.

Второй распространенной неисправностью являются разрушенные пластины, их осыпание. Она легко определяется по черному цвету аккумуляторной кислоты. Если осыпалось много решеток, оживить такой источник напряжения вряд ли удастся.

Соседние пластины могут замкнуть. Это происходит в результате их деформации или осыпания и образовавшегося на дне шлама. Замыкание происходит, как правило, в одной из секций. Явный признак КЗ – электролит при зарядке в той банке не кипит или закипает позже, а показатель напряжения не растет или растет очень слабо.

Наконец, кислотный электролит может замерзнуть. Это случается при хранении сильно разряженного аккумулятора на морозе. Способность к восстановлению зависит от степени поражения морозом. Если образовавшийся лед разорвал пластиковый корпус, то и пластины, наверное, покоробило, и они замкнули, после размораживания начнут осыпаться. Если корпус целый, размораживаем в тепле, и можно попробовать восстановить.

Как определить, что аккумулятор пора менять?

  1. При помощи электронного тестера Начните с проверки бортового электрооборудования. Напряжение на клеммах при работающем двигателе не должно быть ниже 14-14,5 В, в противном случае нужно искать причину неисправности в генераторе или проводке.

    При выключенном двигателе напряжение должно быть на уровне 12,6-12,7 В. Если оно ниже, вероятнее всего, батарея заряжена не полностью, и есть вероятность, что зарядка сможет спасти ситуацию.

  2. Проверить уровень и плотность электролита в АКБ (норма — 1,27) Автомобильные аккумуляторы зачастую имеют полупрозрачную часть корпуса или так называемый «глазок», через который вы всегда можете отслеживать плотность электролита в аккумуляторе.

    Но, стоит отметить, что не все аккумуляторы оснащены им, и он показывает уровень и плотность электролита только в одной банке из шести.

  3. Визуальный осмотр Стоит внимательно взглянуть на АКБ и убедиться, что на поверхности аккумулятора не наблюдаются трещины, сколы и подтеки. Часто зимой на поверхности пластин и корпуса аккумулятора появляется лед, который способен нанести существенный ущерб батарее.

    Помимо прочего, ДТП могут стать причиной появления вмятин, царапин и других механических повреждений. При обнаружении подобных неисправностей, аккумулятор лучше заменить на новый.

Общие сведения

Для лучшего определения причины неисправности пригодится знание устройства аккумулятора и принципов его работы. В составе любой имеется 6 пар противоположно заряженных пластин. Так называемые гальванические пары могут как накапливать электрический заряд, так и отдавать его. При запуске автомобиля идёт пиковый разряд аккумулятора, требующийся для работы стартера. При минусовых температурах процесс запуска — главное испытание для батареи.

Во время движения транспортного средства бортовая сеть получает питание от генератора, а все излишки идут на При всех исправных элементах процесс заряда-разряда работает в оптимальном режиме. Но при увеличенной нагрузке, когда включены фары дальнего света, работает отопитель и стеклоочистители, питания от генератора может не хватать. В этом случае аккумулятор будет разряжаться. Диагностика аккумулятора автомобиля в любом случае необходима. О её вариантах — немного позже.

А сколько ампер в аккумуляторе автомобиля? Для характеристики АКБ важнее информация о том, сколько ампер/часов он будет работать. Эта цифра колеблется от 50 до 100. А вот конкретно количество ампер, выдаваемое аккумулятором, будет зависеть от нагружаемого сопротивления.

Восстановление аккумулятора шуруповерта зарядным устройством

Никелевые обладают эффектом памяти. При потере емкости часто поддаются восстановлению с помощью специальных зарядных устройств, например Imax B6. Требуется выбрать режим для никелевых элементов. Устройство в автоматическом режиме восстанавливает батареи. Способ оказывается неэффективным, наносит невосполнимый ущерб банкам, если электролит успел выкипеть.

Аккумулятор шуруповерта

Есть выбор, предпринять попытку зарядить банки с риском для их существования, или предварительно долить их дистиллированной водой

Для пополнения тонким сверлом просверлите осторожно отверстие ближе к краю, шприцем влейте дистиллированную воду. Восстановление с помощью зарядного устройства выполняют в положении батарей отверстием вверх, при необходимости доливая воду

По окончанию восстановления отверстия запечатывают силиконом.

Прежде чем сверлить батареи, оцените свои возможности не допустить их падения во время зарядки, а также склонности к столь точной и трудоемкой работе.

Литиевые служат дольше и надежнее остальных, но при выходе из строя подлежат замене, восстанавливать литиевый аккумулятор шуруповерта с помощью разрядов тока бесперспективно.

Неполадки в работе генератора

Аккумулятор и генератор тесно взаимосвязаны в своей работе,и поэтому если один плохо работает то через некоторое время и второй так же выйдет из строя.

Вот потому очень важно следить за состоянием аккумулятора, дабы работал генератор и наоборот. Частые неисправности генератора:

Частые неисправности генератора:

  • поломка шкива;
  • непригодность токосъемных щеток;
  • износ коллектора;
  • неправильная работа реле напряжения;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • износ или непригодность подшипников;
  • неполадки в выпрямителе;
  • выход из строя проводов зарядной цепи.

Тем, у кого имеется автомобиль, необходимо знать что, генераторы есть постоянного тока и переменного. В современных автомобилях стоит генератор переменного тока с диодным выпрямителем.

Этот выпрямитель, встроен в генераторе для того, чтобы переделывать непостоянный ток, в постоянный,это нужно для нормальной работы электроприборов. Он находится в крышке генератора.

А так как генератор соединяется с коленвалом, то чем быстрее машина едет, тем генератор быстрее крутится, соответственно и ток будет больше.

А реле регулятор, помогает не перегорать лампочкам, различным электрическим приборам автомобиля. В современном автомобиле регулятор тока, уже встроен в генераторе.

Генератор для автомобиля очень важен, вот поэтому стоит не допускать его поломки.

как проверить работу генератора

Работу генератора проводят мультиметром

Изначально стоит обратить внимание на ремень генератора. Натянут ли он достаточно

Если в генераторе слышен шум и он горячий, это подшипники негодны к использованию. Если видимых изменений нет, то проверяем напряжение на АКБ. Проверка проводиться на включенном двигателе и выключенном.

В состоянии покоя, напряжение равняется 12.5-12.8 В., а при оборотах 2 тыс. оно достигает 13.5-14.5. Если генератор работает правильно, то цифры будут такие.

Если же показатели разные, то нужно разбирать генератор и исследовать все его элементы такие как: — щетки и кольца — диодный мост — реле напряжения — статор — ротор. Прислушиваясь вовремя к своему автомобилю, вы сможете защитить себя от неприятных ситуаций а свое авто от поломки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector