Классификация моторных масел

Содержание:

4 Какое масло лучше для двигателя?

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины

Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее

Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Масло с повышенной плотностью 20W

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Индекс вязкости Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (низкотемпературные масла), °С
0W от – 35 до – 30
5W от – 30 до – 25
10W от – 25 до – 20
15W от – 20 до – 15
20W от – 15 до – 10
Диапазон значений температур, при которых масло пригодно к использованию (высокотемпературные масла), °С
30 от + 20 до + 25
40 от + 35 до + 40
50 от + 45 до + 50
60 от + 50 и выше

Вязкость масла для двигателей – главный показатель, которым нужно руководствоваться при выборе смазки. Индекс этого показателя укажет, для каких моторов подойдёт масло и в каких температурных условиях они могут применяться. Расшифровка кода, указанного на упаковке продукта, с нашей таблицей не составит труда.

Классификация моторных масел

Как и для любого продукта, тут тоже существует разделение по некоторым параметрам. Классификация моторных масел по вязкости включает в себя следующие пункты: зимние виды (имеют малую вязкость), летние (имеют высокий уровень вязкости) и, наконец, всесезонные (имеют такую вязкость, которая подстраивается под различные температуры). Благодаря своим характеристикам зимние виды масел позволяют нормализировать работу двигателя при температурах ниже рабочих, но при высоких не могут обеспечить достаточную смазку деталей мотора.

Летние виды из-за своей структуры обеспечивают стабильную работу мотора при высоких температурах, но не при низких. Всесезонные же в условиях высокой температуры ведут себя, как летние, а в условиях низкой – как зимние. Например, вязкость моторного масла 5w40 равна 90, но при нагреве от 40 и до 100 градусов падает до 14 мм2/с. Изменяется этот показатель по постепенной кривой. При 40 градусах вязкость будет высокой, а при 100 – низкой. Основными преимуществами моторного масла 5w40 являются: легкий запуск и работа двигателя при температурах, находящихся ниже рабочих, высокая стабильность окисления, более длительное использование, отличные моющие способности, стабильная маслянистая пленка.

Присадка для повышения вязкости масла

В 2021 году на рынке присутствуют специальные стабилизаторы и сгустители автомасел. Продукты способны повысить густоту смазки без негативных последствий, либо нормализовать ее поведение при перепадах температур. Обычно к формулам прибегают автолюбители при чрезмерном износе ДВС, когда повышается угар лубриканта и идет усиленное выделение дыма. В этом случае чтобы не менять полностью всю порцию смазки, имеет смысл купить средство, повышающее ее естественные параметры.

Прозондировав отзывы покупателей можно выделить три популярные жидкости:

  • XADO Oil Treatment Complex;
  • HIGEAR Motor Medik;
  • Carbonfox VI 80.

Однако, согласно рекомендациям специалистов не стоит излишне увлекаться подобной продукцией.

Выбор моторного масла по его вязкости

Подбор необходимого масла строго индивидуален и направлен на определенный двигатель. Поэтому в первую очередь следует ориентироваться на те указания и рекомендации, которые сделал производитель в технической документации к тому или иному автомобилю.

Помните, что только оригинальное масло либо его качественный аналог способны обеспечить двигатель хорошей работой и максимальным износом деталей.

В том случае, если данного рода документация отсутствует — ориентироваться следует на указанные допуски масла в отношении определенных двигателей, которые, чаще всего, имеются на этикетке производителя.

Впервые озвучены цены на автомобиль от Xiaomi. Но дебют китайской новинки состоится не скоро

Маркировка вязкости масла

На канистре любого автомасла всегда находится маркировка спецификации SAE. Отличить к какой категории относится продукт, можно по самому индексу.

Моторные смазки имеют повышенную текучесть относительно трансмиссионных и делятся на три категории:

  • зимние;
  • летние;
  • всесезонные.

Для каждой группы характерна своя аббревиатура.

  1. Жидкость для холодного времени года имеет две части кода – цифра от 0 до 25, вторая часть, буква «W» — говорит о принадлежности смеси к зимней группе.
  2. Летние смеси также имеют аналогичный индекс, однако значения здесь перевернуты задом на перед – сначала «W», затем цифры от 20 до 60.
  3. Всесезонная группа представлена составным кодом из трех частей. Для примера самая популярная в России вязкость – 5W40.

Аналогичное разделение присутствует и для трансмиссионных масел. Однако здесь, ввиду увеличенной густоты актуальны показатели типа 75W80, 80W90.

Международные нормативы и характеристики

На сегодняшний день маркировка по SAE включает в себя 5 летних и 6 зимних разновидностей смазки для двигателя. Обозначение W означает, что они рассчитаны на зимние температуры, ведь W — это первая литера слова win­ter (зима). Чем более высоким является число перед буквой, тем большей вязкости будет жидкость. Если же чисел два, и одно стоит перед литерой, а другое после, значит, речь идет о всесезонной продукции.

Именно от этого показателя будет зависеть температурный диапазон, в котором масло обеспечит двигателю запуск без предварительного принудительного подогрева системы. А еще это говорит о том, насколько беспрепятственно оно сможет поступать к отдельным механизмам, и насколько легко оно будет качаться масляным насосом. Вязкость может меняться в сотни и даже тысячи раз при различных температурах. Вот почему сезонную смазку необходимо менять дважды в год. По этой же причине производители постепенно уходят от нее, добиваясь оптимального соотношения своей продукции благодаря введению в состав полимерных присадок.

Еще одна известная система классификации называется «по API», которую внедрил американский институт топлива в 1969 году. Основное подразделение и обозначение смазки у них следующее:

  • литера S означает, что масло создано под бензиновый мотор;
  • литера C по аналогии — для дизельных агрегатов.

Кроме того, эта организация выделила несколько классов масел, в том числе, и для турбированных или многоклапанных моторов. Такая продукция должна обладать повышенной защитой от износа деталей двигателя и их преждевременного окисления. Моторные масла также классифицируются по показателям энергосбережения.

В этой статье мы постарались донести до автолюбителей о том, насколько важным является показатель вязкости моторной смазки, и чем отличаются различные виды такой продукции. Надеемся, что Вам довелось ознакомиться с новой и полезной для себя информацией. Читайте следующие публикации сайта. Пока!

Просмотры:3239

0Нравится

Индекс вязкости масла

Понятие вязкости масел подразумевает способность жидкости к тягучести. Определяется она с помощью индекса вязкости. Индекс вязкости масла – это величина, показывающая степень тягучести масляной жидкости при температурных изменениях. Смазки, имеющих высокую степень вязкости, обладают следующими свойствами:

Вязкость масла

  • при холодном запуске двигателя защитная пленка имеет сильную текучесть, что обеспечивает быстрое и равномерное распределение смазки по всей рабочей поверхности;
  • нагрев двигателя вызывает увеличение вязкости пленки. Такое свойство позволяет удерживать защитную пленку на поверхностях движущихся деталей.

Т.е. масла с высоким значением индекса вязкости легко адаптируются под температурные перегрузки, в то время как низкий индекс вязкости моторного масла свидетельствует о меньших способностях. Такие вещества имеют более жидкое состояние и образуют на деталях тонкую защитную пленку. В условиях отрицательных температур моторная жидкость с низким индексом вязкости затруднит пуск силового агрегата, а при высокотемпературных режимах не сможет предотвратить большую силу трения.

Расчет индекса вязкости осуществляется по ГОСТу 25371-82. Рассчитать его можно с помощью онлайн-сервисов сети Интернет.

Разворот по стрелке

Вязкость жидкости

Вязкость жидкости — это свойство, проявляющееся только при движении жидкости, и не влияющее на покоящиеся жидкости. Вязкое трение в жидкостях подчиняется закону трения, принципиально отличному от закона трения твёрдых тел, т.к. зависит от площади трения и скорости движения жидкости.
Вязкость – свойство жидкости оказывать сопротивление относительному сдвигу ее слоев. Вязкость проявляется в том, что при относительном перемещении слоев жидкости на поверхностях их соприкосновения возникают силы сопротивления сдвигу, называемые силами внутреннего трения, или силами вязкости. Если рассмотреть то, как распределяются скорости различных слоёв жидкости по сечению потока, то можно легко заметить, что чем дальше от стенок потока, тем скорость движения частиц больше. У стенок потока скорость движения жидкости равна нулю. Иллюстрацией этого является рисунок, так называемой, струйной модели потока.

Медленно движущийся слой жидкости «тормозит» соседний слой жидкости, движущийся быстрее, и наоборот, слой, движущийся с большей скоростью, увлекает (тянет) за собой слой, движущийся с меньшей скоростью. Силы внутреннего трения появляются вследствие наличия межмолекулярных связей между движущимися слоями.
Если между соседними слоями жидкости выделить некоторую площадку S, то согласно гипотезе Ньютона:

F=μ•S•(du/dy),

где:

  • μ — коэффициент вязкого трения;
  • S – площадь трения;
  • du/dy — градиент скорости

Величина μ в этом выражении является динамическим коэффициентом вязкости, равным:

μ=F/S•1/du/dy,

или

μ=τ•1/du/dy,

где:

τ – касательное напряжение в жидкости (зависит от рода жидкости).

Физический смысл коэффициента вязкого трения

Физический смысл коэффициента вязкого трения — число, равное силе трения, развивающейся на единичной поверхности при единичном градиенте скорости.

На практике чаще используется кинематический коэффициент вязкости, названный так потому, что в его размерности отсутствует обозначение силы. Этот коэффициент представляет собой отношение динамического коэффициента вязкости жидкости к её плотности:

ν=μ/ρ,

Единицы измерения коэффициента вязкого трения:

  • Н·с/м2;
  • кГс·с/м2
  • Пз (Пуазейль) 1(Пз)=0,1(Н·с/м2).

Анализ свойства вязкости жидкости

Для капельных жидкостей вязкость зависит от температуры t и давления Р, однако последняя зависимость проявляется только при больших изменениях давления, порядка нескольких десятков МПа.

Зависимость коэффициента динамической вязкости от температуры выражается формулой вида:

μt=μ•e-kt(T-T),

где:

  • μt — коэффициент динамической вязкости при заданной температуре;
  • μ — коэффициент динамической вязкости при известной температуре;
  • Т — заданная температура;
  • Т — температура, при которой измерено значение μ;
  • e – основание натурального логарифма равное 2,718282.

Зависимость относительного коэффициента динамической вязкости от давления описывается формулой:

μр=μ•e-kр(Р-Р),

где:

  • μР — коэффициент динамической вязкости при заданном давлении,
  • μ — коэффициент динамической вязкости при известном давлении (чаще всего при нормальных условиях),
  • Р — заданное давление,;
  • Р — давление, при которой измерено значение μ;
  • e – основание натурального логарифма равное 2,718282.

Влияние давления на вязкость жидкости проявляется только при высоких давлениях.

Ньютоновские и неньютоновские жидкости

Ньютоновскими называют жидкости, для которых вязкость не зависит от скорости деформации. В уравнении Навье — Стокса для ньютоновской жидкости имеет место аналогичный вышеприведённому закон вязкости (по сути, обобщение закона Ньютона, или закон Навье):

σij=η•(dvi/dxi+dvj/dxi),

где σij — тензор вязких напряжений.

Среди неньютоновских жидкостей, по зависимости вязкости от скорости деформации различают псевдопластики и дилатантные жидкости. Моделью с ненулевым напряжением сдвига (действие вязкости подобно сухому трению) является модель Бингама. Если вязкость меняется с течением времени, жидкость называется тиксотропной. Для неньютоновских жидкостей методика измерения вязкости получает первостепенное значение.

С повышением температуры вязкость многих жидкостей падает. Это объясняется тем, что кинетическая энергия каждой молекулы возрастает быстрее, чем потенциальная энергия взаимодействия между ними. Поэтому все смазки всегда стараются охладить, иначе это грозит простой утечкой через узлы.

Вязкость жидкостей (при 18°C)

Вещество Вязкость 10 -5 кг/(м*с)
Анилин 4,6
Ацетон 0,337
Бензол 0,673
Бром 1,02
Вода 1,05
Гелий 1,89
Глицерин 1400
Масло машинное легкое 113
Масло машинное тяжелое 660
Масло оливковое 90
Масло оливковое 90
Пентан 0,244
Ртуть 1,59
Спирт этиловый 1,22
Уксусная кислота 1,27
Эфир этиловый 0,238

Как классифицируют автомобильную смазку

Это важнейшее свойство, которое может изменяться в зависимости от температуры окружающего воздуха. Соответственно, это оказывает влияние и на температурный диапазон, в котором приходится работать двигателю внутреннего сгорания. Когда речь идет о низких температурах, то для запуска мотора и прокачивания насосом смазки по системе, смазка не должна обладать высокой вязкостью. В то же время, в жаркую погоду она должна обеспечивать создание смазочной пленки на трущихся частях и деталях.

Итак, основные индексы вязкости масел, находящиеся на слуху: 5W-30, 5W-40, 10W-40 и так далее. Мы писали о них ранее подробно. В то же время, что означает подобная градация на практике:

  • зимние виды масел должны обладать небольшой вязкостью, чтобы дать быстрый пуск силовому агрегату в холодную погоду. При этом, они не дают надежную защиту при высокой температуре воздуха;
  • летние разновидности не могут гарантировать запуск, в случае, когда столбик термометра падает ниже 0 °С. Зато их высокая вязкость дает хорошую смазку трущимся деталям;
  • всесезонные в жару отличаются вязкостью летней смазки, а в морозы их вязкость на уровне зимних типов смазки. Они все больше вытесняют с рынка другие разновидности из-за своей универсальности и отсутствия необходимости замены дважды в год перед наступлением каждого сезона.

Как проверить вязкость масла в двигателе

Точно измерить вязкость лубриканта, уже залитого в силовую установку, в домашних условиях невозможно. Это аргументировано тем, что для выполнения работы потребуется лабораторное оборудование и специальные приспособления.

Однако имеется способ измерения с помощью эталонной пробы – методика подойдет, если после заливки в канистре осталось немного неиспользованной жидкости. Последовательность действий такова:

  • слить с ДВС шприц смазки и взять аналогичное количество свежего продукта;
  • подвесить вертикально воронку с отверстием 1-2 мм на конце и влить в нее эталонный образец;
  • измерить количество упавших капель за определенный промежуток времени с помощью секундомера;
  • повторить процедуру с отработкой;
  • установить разницу показателей двух проб.

Измерение поможет установить, насколько выработалось масло, обычно при разнице более 25% — жидкость уже требуется менять.

ТОП 25 рейтинг тормозных колодок в 2021 году

Бережем катализаторы

Начнем с очевидного – совместимости моторного масла с узлами, чья задача самим работать на экологию. Как вы догадались, речь о сажевых фильтрах и каталитических нейтрализаторах. Для каждого из них в рецептуре моторного масла найдется свой враг.

Так, сульфатная зольность масла влияет на загрязнение и возможность регенерации сажевого фильтра DPF.

Фосфор отравляет катализатор дожига угарного газа CO и несгоревших углеводородов CH. Кроме того, фосфор способствует образованию кислот, снижающих щелочность масла. А это влечет коррозионный износ деталей и ухудшение экологических показателей мотора.

Cера нарушает работу нейтрализатора оксидов азота. А еще при сгорании серы образуются оксиды SO2 и SO3. Их попадание в атмосферу вызывает кислотные дожди.

Но не все так страшно. Производители масел научились бороться с этими напастями. Сегодня можно свободно купить масло, содержащее минимум фосфора и серы. Главное – изучить характеристики продукта по документации производителя.

Итак, сера, фосфор и сульфатная зольность. Давайте познакомимся с некоторыми цифрами. Нефтяные компании научились снижать содержание серы в топливе – на то и вводимые повсеместно нормы Euro. Значит, слово за моторным маслом? Именно так. Вот какие нововведения внедрены в практику маслосмесительных заводов в последнее время.

Наверняка все слышали о технологии «low SAPS». Расшифруем этот ребус: «low» – низкий; SA – сульфатная зольность (от sulphate и ash – зола); P – фосфор (phosphorus), S – сера (sulphur). Итак, масло, созданное по данной технологии, характеризуется низкой сульфатной зольностью и малым содержанием серы и фосфора.

Наличие серы в масле теперь зависит лишь от состава присадок и ограничивается величиной 0,25%, максимум 0,3%. Содержание фосфора в масле по новейшим спецификациям не превышает 0,08–0,09%. Что касается сульфатной зольности, то для бензиновых двигателей она снизилась с 1,3–1,5% до величины, не превышающей 0,8%.

Вдумайтесь: снижение не на какие-то жалкие доли процента, а в 1,5–2 раза! Это ставит перед производителями присадок и моторных масел сложнейшие задачи.

Например, содержание зольных присадок надо уменьшать, а уровень моющих свойств и срок службы масла оставить прежними. И даже увеличить, если того требуют производители двигателей.

А ведь с зольностью связан такой важнейший показатель, как щелочность масла – надо же нейтрализовать кислоты. А зольность маслу придают соединения металлов, входящие в состав моющих присадок – детергентов. Значит, нужны беззольные носители щелочности и принципиально новые моющие, противоизносные, антиокислительные и прочие присадки. В частности – заменители дитиофосфатов цинка, активно используемых в масляном деле много лет.

Кстати, о противоизносных присадках. Традиционно они содержали соединения фтора. А ведь фтор – яд для человека. Кроме того, при его сгорании образуются очень токсичные вещества.

Вот и получается, что для решения экологических задач необходимы композиции присадок нового поколения. И такие присадки созданы. Более того – они уверенно работают в составе современных моторных масел.

Вспомним еще одну характеристику моторного масла, тесно связанную с экологией. Это фракционный состав товарного продукта. Здесь нам придется заглянуть во внутренности ДВС.

В камеру сгорания масло попадает двумя путями. Во-первых, через зазор между цилиндром и поршнем. Во-вторых, за счет испарения части легких фракций масла со стенок цилиндра. Специалисты называют это явление «селективным испарением». В результате в камере сгорания оказываются специфические углеводородные соединения, отрицательно влияющие на состав отработавших газов и состояние нейтрализаторов.

Поэтому разработчики моторных масел обязаны ограничить испаряемость своего продукта строго определенными величинами. Например, существует метод испытаний, когда масло выдерживается при 250 °С в течение часа. После «экзекуции» оценивается потеря массы продукта за счет испарения. Так вот: для экологически чистых и совместимых с нейтрализаторами и сажевыми фильтрами масел эти потери не должны превышать 12%.

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих. В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

  • GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
  • JASO DX-1 — особый класс для турбированных двигателей, работающих на дизельном топливе.

Вязкость муки

Мука — продукт, который получают посредством измельчения зерен с/х культур (в основном злаковых) до порошкообразной консистенции. На муку размалывают преимущественно пшеницу, рожь, в меньших объемах кукурузу, ячмень и прочие зерновые культуры.

Сила муки — показатель, определяющий ее хлебопекарные качества. Он обозначает, как поведет себя тесто при замесе, каким будет его вязкость, эластичность, упругость, водопоглотительная способность. В зависимости от реологических свойств теста классифицируют муку сильную, среднюю, слабую по силе.

Вязкость водно-мучной смеси обусловлена содержанием в муке клейковины, которая разбухает в растворенном виде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector