Вязкость жидкости
Содержание:
- Вязкость некоторых веществ
- Немного о вязкости смазочных жидкостей
- Вязкость аморфных материалов
- Вязкость крови
- Впервые озвучены цены на автомобиль от Xiaomi. Но дебют китайской новинки состоится не скоро
- Лучшие автомобили премиум-сегмента на вторичном рынке
- Небольшой опрос
- Сила вязкого трения
- Все модели Toyota
- Вязкость жидкости
- Примечания
- Устройство авто
- Рейтинг новых дешёвых иномарок
Вязкость некоторых веществ
Для авиастроения и судостроения наиболее важно знать вязкости воздуха и воды.
Вязкость воздуха
Зависимость вязкости сухого воздуха от давления при температурах 300, 400 и 500 K
Вязкость воздуха зависит в основном от температуры.
При 15,0 °C вязкость воздуха составляет 1,78·10−5 кг/(м·с), 17,8 мкПа·с или 1,78·10−5 Па·с. Можно найти вязкость воздуха как функцию температуры с помощью программ расчёта вязкостей газов.
Вязкость воды
Зависимость динамической вязкости воды от температуры в жидком состоянии (Liquid Water) и в виде пара (Vapor)
Динамическая вязкость воды составляет 8,90·10−4 Па·с при температуре около 25 °C. Как функция температуры: T = A × 10B/(T−C), где A = 2,414·10−5 Па·с; B = 247,8 K; C = 140 K.
Значения вязкости жидкой воды при разных температурах вплоть до точки кипения приведены в таблице:
Температура, °C | Вязкость, мПа·с |
---|---|
10 | 1,308 |
20 | 1,002 |
30 | 0,7978 |
40 | 0,6531 |
50 | 0,5471 |
60 | 0,4668 |
70 | 0,4044 |
80 | 0,3550 |
90 | 0,3150 |
100 | 0,2822 |
Динамическая вязкость разных веществ
Ниже приведены значения коэффициента динамической вязкости некоторых ньютоновских жидкостей:
Газ | при 0 °C (273 K), мкПа·с | при 27 °C (300 K), мкПа·с |
---|---|---|
воздух | 17,4 | 18,6 |
водород | 8,4 | 9,0 |
гелий | 20,0 | |
аргон | 22,9 | |
ксенон | 21,2 | 23,2 |
углекислый газ | 15,0 | |
метан | 11,2 | |
этан | 9,5 |
Жидкость | Вязкость, Па·с | Вязкость, мПа·с |
---|---|---|
ацетон | 3,06·10−4 | 0,306 |
бензол | 6,04·10−4 | 0,604 |
кровь (при 37 °C) | (3—4)·10−3 | 3—4 |
касторовое масло | 0,985 | 985 |
кукурузный сироп | 1,3806 | 1380,6 |
этиловый спирт | 1.074·10−3 | 1.074 |
этиленгликоль | 1,61·10−2 | 16,1 |
глицерин (при 20 °C) | 1,49 | 1490 |
мазут | 2,022 | 2022 |
ртуть | 1,526·10−3 | 1,526 |
метиловый спирт | 5,44·10−4 | 0,544 |
моторное масло SAE 10 (при 20 °C) | 0,065 | 65 |
моторное масло SAE 40 (при 20 °C) | 0,319 | 319 |
нитробензол | 1,863·10−3 | 1,863 |
жидкий азот (при 77K) | 1,58·10−4 | 0,158 |
пропанол | 1,945·10−3 | 1,945 |
оливковое масло | 0,081 | 81 |
пек | 2,3·108 | 2,3·1011 |
серная кислота | 2,42·10−2 | 24,2 |
вода | 8,94·10−4 | 0,894 |
Немного о вязкости смазочных жидкостей
Вязкость определяется сопротивляемостью жидких материалов течению под различными воздействиями, в частности, силы тяжести. Если сравнивать различные жидкости, к примеру, пчелиный мед и воду, можно заметить, что первая течет гораздо хуже. Вязкость можно рассматривать с точки зрения умения жидкого материала сопротивляться сдвигу частей друг относительно друга или смещению слоя жидкости относительно поверхности деталей во время их совместного передвижения.
В механике сплошных сред различаются две величины вязкости: кинематическая и динамическая.
Динамическая (ДВМ) представляет собой отношение усилия, которое прикладывается к жидкому материалу, к степени искажения. Она измеряется в Па∙с или в Пуазах.
Что такое кинематическая вязкость моторного масла? Она определяется отношением динамической величины к плотности среды при одинаковой температуре. Этот показатель можно получить, измерив время вытекания определенного объема через калиброванное отверстие под воздействием силы тяжести. Измерить индекс позволяет устройство, называемое вискозиметром. Если рассматривается кинематическая вязкость масла: в чем измеряется величина? В различных системах для этого используется несколько единиц: м²/с, стокс, градус Энглера.
Рис.1. Единицы измерения кинематической вязкости масла.
Для определения вязкости выпускается несколько видов приборов. Выбор вискозиметра определяется условиями использования. Устройство может применяться в лабораторных условиях, а также для постоянного контроля состояния жидких материалов. Это часто требуется в производственном процессе. Кроме этого, температурные показатели веществ также могут различаться. Сегодня производится оборудование для работы в температурном режиме минус 50…плюс 2000 градусов.
Чтобы определиться с оптимальным вискозиметром, следует учитывать несколько критериев:
- необходимую точность замеров;
- диапазон измерений;
- условия эксплуатации прибора.
Приборы для определения кинематической вязкости масел (КВМ):
- Капиллярные. Этот тип оборудования позволяет определить время, за которое установленный объем жидкого вещества сможет преодолеть капилляр.
- Ротационные. В данном устройстве жидкость, у которой определяется вязкость, размещена между цилиндрами. От одного из них, вращающегося с определенной скоростью, вращательный момент передается через жидкий материал второму, изначально статичному. Показатель вязкости среды оценивается по вращающему моменту второго цилиндрического звена прибора.
- С движущимся шарообразным телом. Показатель вязкости среды оценивается по расстоянию, которое способен пройти шар, помещенный в жидкое вещество.
- Пузырьковые. Устройства этого типа предназначены для оценки перемещения газа в жидком материале.
- Ультразвуковые. Для определения вязкости исследуются импульсы, испускаемые зондом (время их затухания).
- Вибрационные. В этом оборудовании в жидкую среду опускается зонд, который начинает вибрировать. Определение кинематической вязкости масла проводится посредством оценки степени затухания его колебаний.
Вязкость аморфных материалов
Вязкость аморфных материалов (например, стекла или расплавов) — это термически активизируемый процесс:
η(T)=A⋅exp(QRT),{\displaystyle \eta (T)=A\cdot \exp \left({\frac {Q}{RT}}\right),}
где:
- Q{\displaystyle Q} — энергия активации вязкости (Дж/моль);
- T{\displaystyle T} — температура (К);
- R{\displaystyle R} — универсальная газовая постоянная (8,31 Дж/моль·К);
- A{\displaystyle A} — некоторая постоянная.
Вязкое течение в аморфных материалах характеризуется отклонением от закона Аррениуса: энергия активации вязкости Q{\displaystyle Q} изменяется от большой величины QH{\displaystyle Q_{H}} при низких температурах (в стеклообразном состоянии) на малую величину QL{\displaystyle Q_{L}} при высоких температурах (в жидкообразном состоянии). В зависимости от этого изменения аморфные материалы классифицируются либо как сильные, когда (QH−QL)<QL{\displaystyle \left(Q_{H}-Q_{L}\right)<Q_{L}}, или ломкие, когда (QH−QL)≥QL{\displaystyle \left(Q_{H}-Q_{L}\right)\geq Q_{L}}. Ломкость аморфных материалов численно характеризуется параметром ломкости Доримуса RD=QHQL{\displaystyle R_{D}={\frac {Q_{H}}{Q_{L}}}}: сильные материалы имеют RD<2{\displaystyle R_{D}<2}, в то время как ломкие материалы имеют RD≥2{\displaystyle R_{D}\geq 2}.
Вязкость аморфных материалов весьма точно аппроксимируется двуэкспоненциальным уравнением:
η(T)=A1⋅T⋅1+A2⋅expBRT⋅1+CexpDRT{\displaystyle \eta (T)=A_{1}\cdot T\cdot \left\cdot \left}
с постоянными A1{\displaystyle A_{1}}, A2{\displaystyle A_{2}}, B{\displaystyle B}, C{\displaystyle C} и D{\displaystyle D}, связанными с термодинамическими параметрами соединительных связей аморфных материалов.
В узких температурных интервалах недалеко от температуры стеклования Tg{\displaystyle T_{g}} это уравнение аппроксимируется формулами типа VTF или сжатыми экспонентами Кольрауша.
Вязкость
Если температура существенно ниже температуры стеклования T<Tg{\displaystyle T<T_{g}}, двуэкспоненциальное уравнение вязкости сводится к уравнению типа Аррениуса
η(T)=ALT⋅exp(QHRT),{\displaystyle \eta (T)=A_{L}T\cdot \exp \left({\frac {Q_{H}}{RT}}\right),}
с высокой энергией активации QH=Hd+Hm{\displaystyle Q_{H}=H_{d}+H_{m}}, где Hd{\displaystyle H_{d}} — энтальпия разрыва соединительных связей, то есть создания конфигуронов, а Hm{\displaystyle H_{m}} — энтальпия их движения. Это связано с тем, что при T<Tg{\displaystyle T<T_{g}} аморфные материалы находятся в стеклообразном состоянии и имеют подавляющее большинство соединительных связей неразрушенными.
При T≫Tg{\displaystyle T\gg T_{g}} двуэкспоненциальное уравнение вязкости также сводится к уравнению типа Аррениуса
η(T)=AHT⋅exp(QLRT),{\displaystyle \eta (T)=A_{H}T\cdot \exp \left({\frac {Q_{L}}{RT}}\right),}
но с низкой энергией активации QL=Hm{\displaystyle Q_{L}=H_{m}}. Это связано с тем, что при T≫Tg{\displaystyle T\gg T_{g}} аморфные материалы находятся в расправленном состоянии и имеют подавляющее большинство соединительных связей разрушенными, что облегчает текучесть материала.
Вязкость крови
Кровь представляет собой жидкую среду организма (вязкопластическую жидкость), состоящую из плазмы и находящихся в ней клеток (эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, белков). Она определяет качество всех процессов, происходящих в тканях и отдельных органах.
Вязкость крови показывает соотношение количества ее кровяных клеток к объему плазмы. Этот показатель крайне важен для полноценной работы организма и прежде всего сердечно-сосудистой системы. Нормальным значением в среднем считается 4–5 мПа•с, отклонения же в ту или иную сторону способны вызвать серьезные патологии. На вязкость крови влияют многие факторы: температура тела, состав (венозная более вязкая, чем артериальная), пол (у мужчин — 4,3–5,3 мПа•с, у женщин — 3,9–4,5 мПа•с), возраст (у новорожденных вязкость выше), внешние воздействия, применение медицинских препаратов.
Для перекачивания крови животных на производстве используется насосные установки разных типов: центробежные, мембранные, шестеренчатые, винтовые, перистальтические.
Впервые озвучены цены на автомобиль от Xiaomi. Но дебют китайской новинки состоится не скоро
Лучшие автомобили премиум-сегмента на вторичном рынке
Audi A6
У этого немецкого концерна практически каждая модель отличается надёжностью. У шестой Ауди лаконичный дизайн, который позволяет ей выглядеть актуально и через 5-10 лет. В технической части эта модель оснащена кондиционером, подогревом, электроприводом стеклоподъёмников. На вторичном рынке можно найти варианты с дизельной автоматической коробкой или с механикой при меньшем бюджете. А при желании найдутся и модели с полным приводом.
BMW 5-series
Автомобили от BMW всегда ассоциировались с достатком. А если хочется произвести максимальное впечатление, выбирать стоит BMW в кузове E60. Кроме стильного внешнего вида, автовладелец получит мощную систему безопасности, климат-контроль, литые диски и в большинстве моделей – задний привод.
BMW 7-series
У седьмой серии стоит обратить внимание на кузова Е65 и Е38. Причём первый вариант считает середняком среди 7-й серии, а вот Е38 – это лучшее, что можно приобрести в этом семействе
Модель имеет разнообразие моторов на вторичном рынке, оснащена кондиционером, задним приводом и имеет автоматическую коробку передач. А электроника может посоревноваться с новыми моделями автомобилей. При этом позволит сэкономить на покупке до 50-60 % от её первоначальной стоимости.
Lexus GS
Премиальная марка Тойоты тоже ассоциируется с достатком и даже в большей степени, чем Ауди и БМВ. При покупке Лексуса придётся немного переплатить. Но водитель получит надёжный автомобиль, который нескоро потребует дорогостоящего ремонта.
Из плюсов – презентабельный внешний вид, многоступенчатая коробка автомат, техническое оснащение и мощный двигатель. Если искать модель моложе 2010 года, то можно приобрести полноприводный седан.
Mercedes-Benz E-класс
В этом случае название говорит само за себя. За все годы выпуска на модели устанавливалось более 20 различных двигателей, так что даже самый притязательный водитель выберет подходящий вариант. Встречаются модели с задним и полным приводом, автоматической и механической коробкой передач, пневматической или пружинной подвеской и с необходимой электроникой. Мерседес надёжней своих немецких конкурентов. И его можно смело покупать в возрасте до 10 лет, ведь ещё в модели 2007 года инженеры устранили большую часть проблем.
Volvo S80
При ограниченном бюджете стоит обратить внимание на детище шведского автопрома – Volvo S80. Стоить он будет дешевле немецких альтернатив, неприхотлив в обслуживании и недорогой в ремонте
Вольво несколько уступает в своих технических характеристиках и оснащении салона. Но двигатели и другие конструктивные детали автомобиля уже выверены и отточены инженерами до совершенства. Так что владельцу не придётся переживать об их состоянии. При этом в плане комфорта салоны Вольво могут соперничать с салонами БМВ и Ауди.
Hyundai Genesis
К корейским автомобилям у многих предвзятое отношение. Но автомобили Genesis были созданы специально как автомобили бизнес-класса. Их отличает современный внешний вид, обтекаемые формы и мощные двигатели под капотом. Автомобиль можно смело покупать на вторичном рынке – производитель использовал качественные отделочные материалы, так что за состояние салона можно не переживать. У Генезиса практически неубиваемая коробка передач и двигатель, а пневмоподвеска мягко ведёт себя на дороге. Бонус – недорогое обслуживание и ремонт у официальных дилеров.
Очень часто покупка автомобиля на вторичном рынке – лучшее решение. Ведь буквально 10 лет назад инженеры старались создать максимально качественный продукт, который будет долго служить и радовать автовладельца. А по внешним характеристикам многие модели опередили своё время и даже сейчас смотрятся на дорогах презентабельно и актуально.
Небольшой опрос
Сила вязкого трения
Это явление возникновения касательных сил, препятствующих перемещению частей жидкости или газа друг по отношению к другу. Смазка между двумя твердыми телами заменяет сухое трение скольжения трением скольжения слоев жидкости или газа по отношению друг к другу. Скорость частиц среды плавно меняется от скорости одного тела до скорости другого тела.
Сила вязкого трения пропорциональна скорости относительного движения V тел, пропорциональна площади S и обратно пропорциональна расстоянию между плоскостями h.
Коэффициент пропорциональности, зависящий от сорта жидкости или газа, называют коэффициентом динамической вязкости
Самое важное в характере сил вязкого трения то, что при наличии любой сколь угодно малой силы тела придут в движение, то есть не существует трения покоя.
Качественно существенное отличие сил вязкого трения от сухого трения, кроме прочего, то, что тело при наличии только вязкого трения и сколь угодно малой внешней силы обязательно придет в движение, то есть для вязкого трения не существует трения покоя, и наоборот — под действием только вязкого трения тело, вначале двигавшееся, никогда (в рамках макроскопического приближения, пренебрегающего броуновским движением) полностью не остановится, хотя движение и будет бесконечно замедляться.. Если движущееся тело полностью погружено в вязкую среду и расстояния от тела до границ среды много больше размеров самого тела, то в этом случае говорят о трении или сопротивлении среды
При этом участки среды (жидкости или газа), непосредственно прилегающие к движущемуся телу, движутся с такой же скоростью, как и само тело, а по мере удаления от тела скорость соответствующих участков среды уменьшается, обращаясь в нуль на бесконечности
Если движущееся тело полностью погружено в вязкую среду и расстояния от тела до границ среды много больше размеров самого тела, то в этом случае говорят о трении или сопротивлении среды. При этом участки среды (жидкости или газа), непосредственно прилегающие к движущемуся телу, движутся с такой же скоростью, как и само тело, а по мере удаления от тела скорость соответствующих участков среды уменьшается, обращаясь в нуль на бесконечности.
Сила сопротивления среды зависит от:
- ее вязкости
- от формы тела
- от скорости движения тела относительно среды.
Например, при медленном движении шарика в вязкой жидкости силу трения можно найти, используя формулу Стокса:
Качественно существенное отличие сил вязкого трения от сухого трения, кроме прочего, то, что тело при наличии только вязкого трения и сколь угодно малой внешней силы обязательно придет в движение, то есть для вязкого трения не существует трения покоя, и наоборот — под действием только вязкого трения тело, вначале двигавшееся, никогда (в рамках макроскопического приближения, пренебрегающего броуновским движением) полностью не остановится, хотя движение и будет бесконечно замедляться.
Все модели Toyota
Вязкость жидкости
Вязкость жидкости — это свойство, проявляющееся только при движении жидкости, и не влияющее на покоящиеся жидкости. Вязкое трение в жидкостях подчиняется закону трения, принципиально отличному от закона трения твёрдых тел, т.к. зависит от площади трения и скорости движения жидкости.
Вязкость – свойство жидкости оказывать сопротивление относительному сдвигу ее слоев. Вязкость проявляется в том, что при относительном перемещении слоев жидкости на поверхностях их соприкосновения возникают силы сопротивления сдвигу, называемые силами внутреннего трения, или силами вязкости. Если рассмотреть то, как распределяются скорости различных слоёв жидкости по сечению потока, то можно легко заметить, что чем дальше от стенок потока, тем скорость движения частиц больше. У стенок потока скорость движения жидкости равна нулю. Иллюстрацией этого является рисунок, так называемой, струйной модели потока.
Медленно движущийся слой жидкости «тормозит» соседний слой жидкости, движущийся быстрее, и наоборот, слой, движущийся с большей скоростью, увлекает (тянет) за собой слой, движущийся с меньшей скоростью. Силы внутреннего трения появляются вследствие наличия межмолекулярных связей между движущимися слоями.
Если между соседними слоями жидкости выделить некоторую площадку S, то согласно гипотезе Ньютона:
где:
- μ — коэффициент вязкого трения;
- S – площадь трения;
- du/dy — градиент скорости
Величина μ в этом выражении является динамическим коэффициентом вязкости, равным:
или
где:
τ – касательное напряжение в жидкости (зависит от рода жидкости).
Физический смысл коэффициента вязкого трения
Физический смысл коэффициента вязкого трения — число, равное силе трения, развивающейся на единичной поверхности при единичном градиенте скорости.
На практике чаще используется кинематический коэффициент вязкости, названный так потому, что в его размерности отсутствует обозначение силы. Этот коэффициент представляет собой отношение динамического коэффициента вязкости жидкости к её плотности:
Единицы измерения коэффициента вязкого трения:
- Н·с/м2;
- кГс·с/м2
- Пз (Пуазейль) 1(Пз)=0,1(Н·с/м2).
Анализ свойства вязкости жидкости
Для капельных жидкостей вязкость зависит от температуры t и давления Р, однако последняя зависимость проявляется только при больших изменениях давления, порядка нескольких десятков МПа.
Зависимость коэффициента динамической вязкости от температуры выражается формулой вида:
где:
- μt — коэффициент динамической вязкости при заданной температуре;
- μ — коэффициент динамической вязкости при известной температуре;
- Т — заданная температура;
- Т — температура, при которой измерено значение μ;
- e – основание натурального логарифма равное 2,718282.
Зависимость относительного коэффициента динамической вязкости от давления описывается формулой:
где:
- μР — коэффициент динамической вязкости при заданном давлении,
- μ — коэффициент динамической вязкости при известном давлении (чаще всего при нормальных условиях),
- Р — заданное давление,;
- Р — давление, при которой измерено значение μ;
- e – основание натурального логарифма равное 2,718282.
Влияние давления на вязкость жидкости проявляется только при высоких давлениях.
Ньютоновские и неньютоновские жидкости
Ньютоновскими называют жидкости, для которых вязкость не зависит от скорости деформации. В уравнении Навье — Стокса для ньютоновской жидкости имеет место аналогичный вышеприведённому закон вязкости (по сути, обобщение закона Ньютона, или закон Навье):
где σij — тензор вязких напряжений.
Среди неньютоновских жидкостей, по зависимости вязкости от скорости деформации различают псевдопластики и дилатантные жидкости. Моделью с ненулевым напряжением сдвига (действие вязкости подобно сухому трению) является модель Бингама. Если вязкость меняется с течением времени, жидкость называется тиксотропной. Для неньютоновских жидкостей методика измерения вязкости получает первостепенное значение.
С повышением температуры вязкость многих жидкостей падает. Это объясняется тем, что кинетическая энергия каждой молекулы возрастает быстрее, чем потенциальная энергия взаимодействия между ними. Поэтому все смазки всегда стараются охладить, иначе это грозит простой утечкой через узлы.
Вязкость жидкостей (при 18°C)
Вещество | Вязкость 10 -5 кг/(м*с) |
---|---|
Анилин | 4,6 |
Ацетон | 0,337 |
Бензол | 0,673 |
Бром | 1,02 |
Вода | 1,05 |
Гелий | 1,89 |
Глицерин | 1400 |
Масло машинное легкое | 113 |
Масло машинное тяжелое | 660 |
Масло оливковое | 90 |
Масло оливковое | 90 |
Пентан | 0,244 |
Ртуть | 1,59 |
Спирт этиловый | 1,22 |
Уксусная кислота | 1,27 |
Эфир этиловый | 0,238 |
Примечания
- В общем случае это не так.
- О некоторых ошибках в курсах гидродинамики, с. 3—4.
- Alexander J. Smits, Jean-Paul Dussauge Turbulent shear layers in supersonic flow. — Birkhäuser, 2006. — P. 46. — ISBN 0-387-26140-0.
- data constants for sutherland’s formula
- Viscosity of liquids and gases
- Хмельницкий Р. А. Физическая и коллоидная химия: Учебних для сельскохозяйственных спец. вузов. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 40. — 400 с. — ISBN 5-06-001257-3.
- Попов Д. Н. Динамика и регулирование гидро- и превмосистем. : Учеб. для машиностроительных вузов. — М. : Машиностроение, 176. — С. 175. — 424 с.
- Седов Л. И. Механика сплошной среды. Т. 1. — М.: Наука, 1970. — С. 166.
- Френкель Я. И. Кинетическая теория жидкостей. —Ленинград, Наука, 1975. — стр. 226
- Ojovan M. Viscous flow and the viscosity of melts and glasses. Physics and Chemistry of Glasses, 53 (4) 143—150 (2012).
- Gas Viscosity Calculator
Устройство авто
Конструкция данного агрегата отличается простотой и надежностью, благодаря чему ГАЗ-53 повсеместно используется в качестве недорого грузового автомобиля, неприхотливого в обслуживании. Изучая его конструкцию, можно выделить сразу несколько ключевых узлов, заслуживающих отдельного рассмотрения:
- силовой агрегат;
- дополнительные системы и механизмы, необходимые для работы авто;
- электрооборудование.
Также следует отметит карданный вал, важным элементом которого является крестовина в количестве 3-х штук.
Двигатель ГАЗ-53
Силовой агрегат данной модели считается одним из самых долговечных, поскольку он сравнительно редко требует проведения серьезных ремонтных работ. Его идентификационный номер ЗМЗ-53, он имеет рабочий объем 4,25 л, а также мощность в 115 л.с. Мотор работает на бензине, относится к V-образному типу, оснащен 8 цилиндрами.
Они изготовлены из специального сорта алюминия, причем не только корпус цилиндров, но и их головные части. Диаметр каждого составляет 9,2 см, принцип работы — 4х тактный. Его мощности вполне достаточно для движения по трассе с превышением заявленной производителем максимальной скорости, однако лишь при условии отсутствия груза.
Несмотря на то, что согласно документации, поставляемой вместе с автомобилем, его расход топлива составляет 24 л на 100 км, подобная цифра может не соответствовать реальным показателям. Расход существенно возрастает при загрузке авто, а также движении по неровным дорогам, при дожде или снеге.
Системы и механизмы
Коробка передач модели оснащена 5 ступенями, 4 из которых являются полноценными скоростями движения, а 1 — задней передачей. 53 модификация была оснащена синхронизаторами, что существенно облегчает их переключение.
Сцепление относится к сухому типу, оснащено одним диском. Рессоры отличаются большим ресурсом, являются полуэллиптическими, установлены в количестве 4 штук. Перегруз автомобиля существенно снижает срок службы данных компонентов, приводит к их быстрой поломке.
Стандартные ножные тормоза относятся к колодочному типу, в то время как ручник — к барабанному. Рулевое управление в модели реализовано с посредством глобоидального червячного механизма со специальным роликом, оснащенным 3-мя гребнями. Гидро-цилиндр подъема кузова используется в самосвальных модификациях.
Электрооборудование
Рассматриваемый бортовой грузовик имеет простейшую систему электрооборудования, что обусловлено отсутствием многих опций, характерных для более современных аналогов. Проводка представляет собой схему с 1 проводом, номинальное напряжение в ней составляет 6v.
В конструкции используется раритетный аккумулятор 6-СТ-68-ЭМ, устанавливаемый на момент выпуска, а также генератор мощностью 350Вт. Ремень генератора отличается малым сроком службы и часто требует замены. Электрооборудование включает катушку зажигания, распределитель и стартер.